LADA 


Общее     Двигатель     Трансмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Кузов     Электрика     Статьи
 
 

Система охлаждения

           

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов). На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.





Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (смотрите соответствующий раздел).

Система отопления описана в главе Печка и вентиляция.


             








Двигатель ВАЗ-21213
Двигатель ВАЗ-21214
Неисправности двигателя
Замена моторного масла
Прокладка крышки ГБЦ
Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма
Успокоитель цепи распредвала
Натяжение цепи распредвала
Датчик давления масла
Натяжитель цепи распредвала
Снятие натяжителя цепи распредвала
Снятие распредвала и рычагов клапанов (инж)
Снятие распредвала и рычагов клапанов (карб)
Гидроопоры рычагов клапанов
Маслосъёмные колпачки
Передний сальник коленвала
Задний сальник коленвала
Шестерня масляного насоса
Цепь и звёздочки распредвала (инж)
Цепь и звёздочки распредвала (карб)
Валик масляного насоса
Ресивер
Прокладки впускной трубы и выпускного коллектора (инж)
Прокладки впускной трубы и выпускного коллектора (карб)
Головка блока (инж)
Головка блока (карб)
Маслоотделитель вентиляции картера
Опоры двигателя
Прокладка поддона картера
Поддон картера и масляный насос
Разборка масляного насоса
Шатунно-поршневая группа
Снятие двигателя
Переборка двигателя
Система охлаждения
Ремень насоса охлаждающей жидкости
Замена охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Термостат
Расширительный бачок
Радиатор
Вентилятор радиатора с кожухом
Топливная система (карб)
Фильтр тонкой очистки
Воздушный фильтр
Терморегулятор воздушного фильтра
Топливный насос
Разборка топливного насоса
Обратный клапан топливопровода
Система рециркуляции
Узлы системы рециркуляции
Топливоприёмник с датчиком
Привод воздушной заслонки
Карбюратор 21073-1107010
Регулировка карбюратора
Разборка карбюратора
Разборка крышки карбюратора
Снятие карбюратора
Топливная система (инж)
Замена топливного фильтра (инж)
Воздушный фильтр (инж)
Давление в топливной системе
Бензобак
Электробензонасос
Регулятор давления топлива
Топливная рампа
Форсунки двигателя
Снятие форсунок
Трос и педаль дроссельной заслонки
Дроссельный узел
Регулятор холостого хода
Детали системы улавливания паров
Снятие крышки насоса охлаждающей жидкости
Зажигание
Замена свечей зажигания
Крышка датчика-распределителя зажигания
Ротор датчика-распределителя зажигания
Датчик-распределитель зажигания
Разборка датчика-распределителя зажигания
Катушка зажигания
Коммутатор
Система управления двигателем (инж)
Как работает система впрыска
Предохранители и реле системы управления двигателем
Блок управления сигнализации
Контроллер
Датчик положения коленвала
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик расхода воздуха
Датчик детонации
Датчик кислорода
Датчик скорости
Модуль зажигания
Выхлопная система
Приёмная труба
Нейтрализатор
Дополнительный глушитель
Основной глушитель

lada-4x4@narod.ru

Яндекс.Метрика