LADA 

Общее     Двигатель     Трансмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Кузов     Электрика     Статьи
 
 

Экспедиция к плато Маньпупунёр на "Нивах"


           


В сентябрьском номере журнала мы поместили краткую заметку о том, что «банда ниваводов» отправилась на плато Маньпупунёр, к знаменитым столбам. смелая затея увенчалась успехом, и мы с радостью предлагаем вам подробный отчет об этой весьма непростой экспедиции.

Ранним-ранним утром покидаем Краснодар. Маршрут проложен: Краснодар - Сальск -Волгоград - Саратов - Сызрань - Тольятти - Самара - Златоуст - Миасс - Екатеринбург - Нижний Тагил - Ивдель - перевал Дятлова - егерский кордон у истоков реки Печора. Всего 3250 километров. Апогеем экспедиции должен стать двенадцатикилометровый поход на гору малых идолов - плато Маньпупунёр. Две «Нивы» и «шевик», подготовленные по ТР-1, и б человек - по 2 в экипаже - таков окончательный состав экспедиции.

ПЕРВЫЕ ДНИ ПУТИ

Чуть подробнее о технике. Машинки у нас заурядные: «лифт», заниженные главные пары, блокировки, усиленные полуоси и приводы, гидроподготовка, лебедки, дополнительный свет, 31 -е «лабутены». Иными словами, на таких машинах ездит полстраны. В этой экспедиции была сделана ставка на надежность. В случае с «Нивой» это не просто, но возможно. Нашу технику мы неоднократно проверяли покатушками и мини-экспедициями, и вот пришло время испытать ее в нестандартных условиях: что ни говори, а 200 километров курумника - это серьезный экзамен.

Бъехав в Волгоградскую область, поняли, что проверка на надежность уже началась: «стиральная доска» тянулась до самого Волгограда. Прицеп с колесами на хвосте же стоко мотает, скорость 60-70 км/ч, еще и добавилась жара. Короче, «ахтунг»!

На заправке спустило заднее правое колесо на синей «Ниве». Подкачали, заправились и поехали. У красной «нивки» 500 км пробега после капитального ремонта - проводим плановую замену масла. На улице +47°С - скорее прочь из города! Выехали в сторону Саратова, встали на ночевку на берегу матушки-Волги в 100 км от Волгограда. Пейзаж великолепен, а река-а-а-а! В сравнении с Волгой, Кубань ~ жалкий ручеек.

Брод через реку Вижай. Подъезжая к таким бродам, понимаешь, что где-то тут есть подвох, но наметанный глаз сам выстраивает правильную траекторию движения. Не так страшен черт, как его малюют

Минуем Камышин. Вот где начинается настоящий «ахтунг»! Тягуны, обилие ремонтов на дороге, фуры... а количество водителей, не боящихся ни-че-го, вылетающих на встречку, просто поражает! Еду с одной мыслью: «Люди! Опомнитесь! И вас, и нас ждут дома, ради чего вы рискуете в крутом пике?! Те, кто, не дай бог, пострадает или погибнет по вашей вине, - они в чем виноваты?!» В общем, с тяжелыми мыслями доехали до М5 «Урал».

И вот, под вечер - подарок. Меня, путешественника и жителя Северного Кавказа, горами не удивить, но Жигули - это нечто! Как такую красоту природа изваяла на ровном месте?! Ни тебе предгорий, ничего такого, что сказало бы: «Будь готов, сейчас появятся горы». Они просто возникли перед тобой, и будь я художником, остался бы и дышал этой красотой долго-долго...

Двигаемся в сторону Уфы. Температура понижается, пейзажи завораживают, настроение все лучше и лучше. Перед Уфой - хай-вэй, Летим... и вдруг встаем в глухой пробке: ремонт моста. Ждем...

Ишачок старенький, да удаленький. Мы с ним объездили пол-Кавказа и треть страны, и ни разу он не подводил. Люблю тебя, моя «нивка»

Минут через 40 поехали, но с такой скоростью, что Стасик успевает бегать среди машин с консервами. Хоть и устали, но комичность ситуации поднимает градус настроения.

И совсем стало весело, когда какой-то дальнобойщик, увидев нашу «Ниву» с прицепом, груженным колесами, послал в эфир фразу: «Смотрите, на обочине «Нива» с прицепом - мечта шиномонтажника!»

Ищем ночевку, и тут спускает второе колесо на синей «Ниве». Ставим запаску, догоняем своих и, свернув с трассы в двухстах метрах от поворота становимся на ночлег. День утомил всех. Ставим палатки, пьем чай, всё - отбой.

Наутро - шиномонтаж с угрюмым башкирским пареньком. Интересен подход к ценообразованию: сам поддомкрачиваю машину, снимаю колесо, отношу в вагончик. «Сколько стоит заклеить камеру?» -спрашиваю. «150 рублей», - следует ответ. Соглашаюсь. Работа растягивается минут на 20. Захожу, кладу 150 рублей, а мне: «С вас еще 190». Поднимаю в удивлении брови. «Ну а вы как хотели: монтаж-демонтаж и латка». «Это 190, а за что первые 150?!» Ну да ладно...

ВОТ ВАМ И УРАЛ!

Едем в сторону Челябинска, Решаем немного сократить и сворачиваем на Златоуст. Вот город, где нравится всё! Неторопливое движение, в меру широкие улицы в центре, все такое уютное, домашнее.

Миасс. Я-то думал: «Родина грузовиков «Урал», на въезде в город наверняка будет какой-нибудь памятник на постаменте!» Что бы вы думали? Даже намеков на производство нет. Зато в центре города растянут огромный баннер с рекламой то ли «Скании», толи «Ивеко»...

Серовский тракт - это «гут»! Вот и Североуральск. Красиво, свежо, и, что самое главное, чувствуется приближение к цели. Последние километры, и вот он - И вдел ь! Даже не верится! Хоть и с опозданием, но мы добрались без приключений. Отмечаемся в местной МЧС и отправляемся на заправку.

Картина, представшая перед ясны очи местных жителей, - зрелище не для слабонервных и уж тем более не для торопыг. Одну из двух колонок облепили 4 человека, 2 машины и штук 70 пятилитровых бутылок. Все это хозяйство, журча бензином из пистолетов и шарахаясь по заправке в течение 40 минут, привлекало внимание местных жителей, которые, судя по их виду, были не очень довольны затянувшейся оккупацией. Но у нас все отработано по Станиславскому. Лицо кирпичом, и только глаза слезливо, с подергиванием нижнего века беззвучно просят прощения у всех окружающих.

 

Съемки с квадрокоптера помогают получить великолепную картинку области, по которой ты движешься, но даже с него не видно, какие трудности ожидают нас впереди

Запруда на реке вдоль Серовского тракта. Кому и для чего придумалась построить эту запруду, непонятно. Речка, питающая ее, шириной не более полутора метров

В процессе оккупации познакомились с местной тетечкой-бабушкой лет 65 с трехлетним «фордом» и таким же стажем вождения, она выдала нам всю секретную информацию, относительно гибели группы Дятлова. Пересыщенные дружелюбием местных, трамбуем драгоценный запас топлива и выкатываем в сторону Вижая. Еще засветло находим место для стоянки. Разбив лагерь, понимаем, что наши комары - дети, но с наступлением ночи подул ветер, стало холодно -и мы с комарами отошли ко сну.

НЕПРОСТАЯ ДОРОГА НА ПЛАТО

Впереди начало внедорожной части нашей поездки, Перед сном взрываем пару петард для отпугивания мишек, хотя понимаем, если они захотят прийти нас проведать, то им ничто не помешает. А ну их - не дураки же они по ночам шастать...

Утром предстояло перекинуть колеса. Накануне мы установили шатер-кухню-столовую. Неплохая конструкция, раскладывающаяся за 30 секунд. Кроме того, внутри можно поставить палатку и изолировать себя отлетающей нечисти.

А ее в этих краях предостаточно! Бывалых путешественников не удивишь, а вот людей, не сведущих в делах комариных, можно даже напугать. Происходит все примерно так: выходишь из машины, и через 5 секунд вокруг тебя образуется очередь из желающих тобой закусить. Репелленты не помогают, они только усиливают желание у тех, кто хочет тебя съесть. Но они же не одни, у них есть друзья - оводы.

У этих вообще аппетит адский. Когда они садятся на тебя в количестве 85 особей на 1 см' ты начинаешь жалеть, что родился не Карлсоном. Но есть и положительный момент: они не боятся, а значит, можно одним шлепком 85 штук лишить возможности насладиться чудесным мероприятием под названием жизнь! Но с приходом ночи и понижением температуры вся эта летающая братия уходит спать, и можно немного расслабиться. Но вернемся к колесам. Резанный «пятак» 2-х видов и «сильвер» - именно на них нам предстояло двигаться дальше.

Бот и Вижай. На въезде стоит столб с указателем. Делаем несколько фото и едем искать пристанище для прицепа. Спрашиваем мужичка, тот не особо приветливо показывает вниз по улице в направлении турбазы. Подъезжаем, выходит хозяйка и называет сногсшибательную сумму в 50 рублей за сутки стоянки. Черт возьми, я хочу, чтобы в центре Краснодара работали парковки по вижайским ценам!

Оставляем горемыку и трогаемся в сторону первого брода. А вот и он. На берегу стоят 2 «легковухи» с приклеенными к ним записками: «Ушли на Пупы, будем 20-го= августа». И ведь никто ничего не украдет и не открутит...

Весь лес вокруг Вижая - сплошное пепелище. В 2011 году случился пожар, в результате которого сгорел и поселок, и до сих пор лес не восстановился. Кстати, примечательно и то, что бурелом признали деловым лесом и даже местным пытаются продавать его на дрова за деньги.

Брод неглубокий, проходим его по дуге. Протяженность около 100 м. На другом берегу стоят 2 «тойоты». Знакомимся. Ребята из Тюмени возвращаются с Пупов. Общаемся, разузнаем о деталях предстоящего маршрута. Оченьд обрые и отзывчивые люди, да еще на прощание поют нам песню, в которой столько куплетов, что ее проще сочинить, чем запомнить! Прощаемся и едем дальше.

Первая кровь. В ремонте «Нивы» в полевых условиях нет ничего сложного, а в теплую погоду это вдвойне приятно

«Эскадренный броненосец» ГАЗ-66 тактично уступил фарватер мелкосидящему «ше&итралыцику». Мелочь, но приятно

Перед Ушмой дорогу перебежал хозяин тайги, но так быстро, что опознан был только на видеоповторе с регистратора. Ушма - поселок-призрак. Развалины-дома с выбитыми окнами. Ни души. Проезжаем не останавливаясь. По навигатору приближаемся к базе Ильича. Началось легкое бездорожье в виде луж по фары и легких «диагоналок». Уже в сумерках подъезжаем к домику. Он занят. Решаем не мешать и останавливаемся на по ляне, на берегу Ауспии, не доезжая до Ильича метров 500. Находим дрова, делаем пионерский костер.

Утром традиционное купание. На этот раз - в Ауспии. Вода вполне теплая, что кажется удивительным для речки, берущей начало в горах Северного Урала.

Выдвинулись. Проезжая мимо базы Ильича, обратили внимание, что москвичи тоже на старте. Стараемся максимально удалиться, чтобы не толкаться на узкой дороге. Недалеко от домика поворачиваем налево, на перевал Дятлова. Хотя у нас и есть трек, но наличие маркировки и указателей на деревьях -неплохое подспорье в движении. Начались колеи и «диагоналки». На следующем повороте сзади слышен звук приближающихся «квадров» -это нас догнали москвичи. Решаем их пропустить, так как темп у нас различный. Прижимаемся. Сперва проходят две квадромашинки, следом два «Дефа». Мы не спешим, хотя и на наших машинах можно ехать быстрее без ущерба для ходовой.

Появляются кедры, а вслед за ними и первый объект дня - изба в кедровнике. Запах кедрача -наркотик: дышишь и не можешь надышаться. Читаем надписи на стенах избы, рассматриваем дробилку, кучи кедрового шлака. Наверное, издали мы напоминали обезьянок. Кстати, на деревьях есть характерные порезы. Лебедиться здесь незачем, и значит, это следы от тросов, с помощью которых охотники за орехами добывают шишку. Происходит это так: подгоняют «Урал», цепляют трос и дергают. Дерево содрогается, шишки падают. Промысловики довольны, дерево -нет. Глубочайшие шрамы, затекшие смолою, - свидетельство варварского отношения к природе.

Практически сразу за избой начинаются камни. Нас, облазивших пол-Кавказа, камнями не удивить!

Так мы думали. Но скорость падает, железо скрипит, лоб морщится - мы начинаем напрягаться. Впереди небольшой ступенчатый подъем. Передо мной две машины. Смотрю траекторию Вовы - неплохо прошел, почти чисто, но немножко быстро. Следом Теми к. И вдруг красная «нивка» тихо щелкнула и остановилась. «Спокойно, - сообщаю в радио, - порвана правая полуось». Эх, думаю, надо было Тёмку убедить перед экспедицией поставить полуоси «Иж-Техно». Мой

Очаровательные истоки Лозьвы. Погода позволила полюбоваться речушкой во всей ее красе

Незадолго до базы Ильина дорога превращается в каскад луж и заполненных водой желобов, на дне которых нередко встречаются остатки гатей косяк, но теперь что говорить, надо делать.

Без суеты протягиваем «Ниву» на лебедке через ступеньки, завешиваем ее и в течение 40 минут меняем полуось. Пришлось снять обе, чтобы извлечь обломок. Без специального инструмента выполнить эту процедуру было бы проблематично.

Но теперь у Темы одна стандартная полуось - надо быть очень аккуратным.

Вскоре видим остатки «мотика» с коляской. Тормознули, сделали смешное фото. Камни, камни, тягуны, и вот, за очередным подъемом, слева табличка: «Стоянка красного запорожца». О нем мы читали, смотрели. Ребята реально смелые, если решили на «запоре» забраться сюда. Посидели, представили нас на их месте... да нет, лучше на нашей технике.

Едем, переговариваемся по рации, ждем Чирканур. По отчетам -это замес, длиною метров 300-400. Но то ли год сухой, то ли замес - не замес, короче, мы его прохлопали. Вот замелькало криволесье. Пьяные березы, кривые, как жизнь каторжника, честно сказать, жутковатое зрелище. Камней стало меньше, а езда - легче. Решаем набрать сухостоя на вечерний костер. Напиливаем сосны и березы, грузимся и трогаемся к перевалу. Последние метры по лесу, и вот мы на альпике, а вернее, на высокогорной тундре. Конечно, всего 800-1200 метров, но какая-никакая, а все же высота. Погодка так себе. Ветер, туман, холодно. Последний взлет, и вот заветные останцы с установленными на них памятными плитами.



Смерть - она всегда неприглядна, а когда гибнут молодые, здоровые люди - это вдвойне жутко. Но мы приехали сюда не за отгадкой тайны гибели группы Дятлова, пускай этим занимаются те, кому доставляет удовольствие создавать из этой трагедии нечто, окутанное ореолом таинственности. А мы разворачиваем на перевале флаги наших спонсоров: компаний «AVT», «Полиуретан», «ДКО». Это те, кто помогли нам в проведении экспедиции.

После перевала начались курумники. Три километра до ночевки прыгаем на камнях. Наивные, мы не знали, что это самые безобидные километры и самые дохлые курумы. За ручьем находим площадки под палатки. Спуск к ручью и подъем из негодовольно круты, но «нивке» они не страшны. После наполненного событиями дня быстро засыпаем.

То, что в этих краях расстояние измеряется днями, мы поняли уже накануне. Безопасный темп и погода диктуют свои условия, И если с темпом все ясно, то погода пока держала нас, что называется, «на стреме»: ветер, туман и даже холод. С утра ветер сгоняет с гор волны тумана и туч. Они яростно несутся вниз, а на смену им приходят полчища новых. Кажется, ни конца, ни края не будет этому. А в такую погоду и настроение так себе.

Первая пониженная и почти холостые. Невдалеке от ночевки верховое болото: участок, длиной метров 250, изрезанный колеями. Выбираю траекторию и вперед. Пока консилиум решает, как ехать, наш экипаж уже ждет на «другом берегу». Пока переезжали, я изучал работу «пятака» в болоте. Надо сказать, что сей самопал неплохо справляется с болотом. Надо только понять, в какой момент поддать или сбросить газ.

Пока пацаны «переплывали», нас окружили «мотики». «Сборная страны» на легких эндуриках возвращалась с Пупов. Увидели нас и без призыва решили подъехать поделиться информацией. Долго беседуем, выспрашиваем о ключевых препятствиях и, конечно же, о Пупах. Из рассказа делаем выводы: во-первых, не так страшен черт, как его малюют, во-вторых, даже если опоздать на Пупы, то на них всегда пустят, главное - наличие пропуска.

Начали попадаться куру мы из больших камней. На них приходится беречь красную, теперь «полустандартную» «нивку». Но Артем молодец: поняв суть происходящего, перестроил стиль езды.

А вот«шевику» тяжковато, из-за передаточного отношения в трансмиссии он не может ехать медленнее, и вскоре это дает о себе знать. Вылезает грыжа на одном из колес. Вова ставит свою запаску. Осталось всего две, а впереди еще 2/3 пути.

Во второй половине дня подъезжаем к истокам Лозьвы. Перед спуском к реке гоняю четырех жирных куропаток, которые убегают от меня, резко меняя курс и разбегаясь в разных направлениях. До боли в паху смеюсь над своим мальчишеством и над ситуацией в целом. Когда еще так получится повеселиться!

Если отойти от брода вниз по течению на 150 метров, то можно увидеть каскад небольших, но очень симпатичных водопадов. Любуемся, фотографируем и, пропустив москвичей на «Дефах», начинаем подъем через отрог Отортен. Периодически туман рассеивается, и открываются виды на горы Северного Урала. Потихоньку едем, до «стены» остается совсем немного.

Проходим спуск к знаменитой «стене»: он действительно интересен и довольно непрост. Вот он позади, и мы стоим перед «стеной». Вышли из машин, походили, прикинули: нет, ходом не зайти, не хватит инерции. Но попробовать можно. Захожу на траекторию, собственно, по-другому тут и не проехать, так как сама дорога в желобе. Крутизна примерно 30-35 градусов, протяженность около 30 м. Беру небольшой разгон из речки, но пройдя метров 6-7, «нивка» зарывается в рыхлый грунт. Цепляю трос, подлебеживаюсь метра 3-4 и дальше своим ходом спокойно выезжаю на площадку над «стеной». Разворачиваюсь, спускаюсь к концу подъема и, упершись в дерево бампером, помогаю лебедиться остальным. Весь процесс занял около часа.

Следом за «стеной» подъем по лесу. Ловлю себя на мысли, что после дождя - это примерно 30 метров непрерывного винчевания. Даже по сухому после Вовы и Артема захожу в подъем лишь с третьей попытки.

Выходим из леса, и вдруг... на «шниве» помирает второе колесо - вылезла камера. Забираем запаску у Тёмы, понимаем, что впереди еще полпути, а осталась одна на троих. Оставляем колесо недалеко от таблички, возвещающей о том, что мы находимся в буферной зоне заповедника. В колесо вставляем записку с просьбой не обижать его в наше отсутствие.

«Шевики» не летают, но пытаются. На курумнике возможны и взлеты, и падения, но только не спокойная езда!


Одновременно сломавшиеся болты вкрхних реактивных тяг заставили творчески подойти к процессу установи последних на свое место

А что, такое есть в машине!? К сожалению, усталостные разрушения металла не редкость.Вот и полуоси «вал-рейсинг» отходили свое

До ночевки бодро проезжаем пару километров и на поляне возле речки разбиваем лагерь. Дров нет, зато есть куча мусора от прошлых экспедиционеров. Дрова все же находим, хотя и тратим много драгоценного времени. Костер горит, борщ булькает в котле. До Пупов остается 46 км езды и 12 км пешего похода.

Вечером затеяли разговор о мишках. Стасик, выпив бутылочку пива, с презрением к опасности отошел на 5 метров в лес и выстрелил добрую часть своего пиротехнического арсенала. После такой встряски не то что медведи, даже землеройки затихли в своих норах. А Стасик с гордым видом победителя исчез в Вовиной машине и уже через несколько минут добил всех мишек своим молодецким храпом...

Судя по всему, в этот день боги наконец-то заметили вторжение пришельцев на свою территорию. Но мы-то, двинувшись с утра в путь, не догадывались, что они уже знают о нас,

В ста метрах от ночевки подъем: довольно крутой, с поворотом и каменными ступенями. Первый шел Вовка, затем Тёма, и вот он-то и завис, В какой-то момент передние колеса стали рассказывать друг другу о тяжести службы в рядах вооруженных сил Артема. Беглый осмотр показал, что лопнула сошка маятника в рулевом механизме, однако у нас с собой был маятник, изготовленный нашим другом «Андреем 69». Это очень прочная конструкция на подшипниках, да еще и с усиленной сошкой - такую не сломать.

Быстро ремонтируемся и только собираемся отчаливать, как обрушивается новый удар судьбы: Стасик обнаруживает свежие пятна масла на камнях. Нехитрые логические цепочки выводят нас на «шниву» Вовы. Лезем смотреть, и увиденное обескураживает: «шнивке» Пупы не светят. От колебаний и скачки по камням лопнул корпус раздатки, и если сейчас машину не насиловать, то у нее есть шанс доехать до дома. Загоняем «шевика» в угол, в кусты, перекладываем вещи в остальные машины, ну а Стасик и Вовик отправляются на Пупы пешочком, а до них, вернее до модулей, ни много ни мало 46 км. Погодка не балует, периодически наползает туман. Потихоньку карабкаемся вверх, и выясняется, что пешеходы идут быстрее, чем мы едем.

Вспоминаем, что надо бы перекусить, и, вызвав всех по рации, собираемся воедино на дороге, у зарослей голубики. Прикидываем, что если будем так ехать, то, возможно, к полуночи успеем к модулям. Подкрепившись, трогаемся в путь.

Артем на «стене». Ею нас пугали все экипажи, возвращавшиеся с поломками обратно, но нас, жителей кавказских гор, такими препятствиями не испугаешь!

Заветный Маньпупунёр. Поговаривают, что 8-й Пуп раздробили на щебень для отсыпки дорожек по плато. По другой версии, он прячется в тайге от назойливых глаз туристов

Местами величина камней заставляет красться. Машинки с дополнительным грузом поскрипывают кузовами, но стойко выносят тяготы маршрута. К 7-8 часам вечера подъехали к заболоченному участку. Вот это стихия «пятачков»: грызут и едут - одно удовольствие.

За очередным поворотом из кустов выбегает детвора и неистово начинает фотографировать наши машины. Это группа туристов из Перми, пугают непролазной грязью. Ну, мы для приличия «пугаемся» и катим дальше, ибо до цели 12 км по навигатору, правда, складывается впечатление, что мы топчемся на месте.

Уже окончательно стемнело, туман сгустился до состояния молока, ничего не видно, и мы ползем почти вслепую. И вдруг сквозь муть возникают очертания ленточек на границе Печоро-Илычского заповедника. Все, приехали! Пока решаем, что делать, из темноты появляются две светящиеся точки - подходят егеря. Здороваемся, показываем пропуск. Одни отправляются ночевать на модули, другие ставят палатки. Завтра на Пупы!

В СТОЛБНЯКЕ ОТ СТОЛБОВ

Вот, собственно, и настал тот день, ради которого затевалась вся эта по ездка. В половине девятого утра мы уже у модулей, где нас встретила проводник Ира - немногословная, боевая деваха в камуфляже и с рацией на лямке рюкзака. Она довела до нашего сведения всю полагающуюся нам информацию; маршрут имеет протяженность 12 км в один конец, это около 3,5 часов ходьбы, и по пути можно встретить диких зверей, поэтому идти следует с песнями, плясками и желательно подыгрывать себе на балалайке.

Дорога идет вниз, и до недавнего времени сюда можно было доехать, но теперь тут поставлен кордон, и дальше только пешком. Погода радует: солнечно, тепло, но слишком много летающей братии. Пока идешь, нормально, но стоит остановиться, как она неистово принимается тебя жрать.

Спустились к Печоре, перешли по мостику через речку с очень вкусной водой. Делаем небольшой привал. Через 20 минут - еще один мостик через ручей, от него «ходка» до плато. По пути, слева, встречаем местную достопримечательность -вспаханную землю, но вспахана она не техникой, и даже не кабаном, а медведем в поисках мышей. Повсюду много следов, особенно малышей, что уже плохо, потому как встреча с их мамашей не сулит ничего хорошего.

Впереди последний подъем, и вот уже виден домик. За 10 минут до нашего прихода с Пупов улетел вертолет с туристами, и теперь мы остались совершенно одни. От домика виден один Столб, остальные же прячутся на склоне плато.

Нас встретили двое ребят. Знакомимся: Максим - сотрудник заповедника, инспектор по экологии, и Иван - егерь. Получаем от них инструкцию: не сорить, ходить только по отсыпанным дорожкам, камни с плато и Столбов не выносить, зверей не пугать, ягоды не рвать - короче, на время экскурсии превращаемся в поднадзорных. Ну, оно и понятно - каждый норовит утащить кусочек Пупов особой, однако этому препятствуют три обстоятельства. Во-первых, Столбы просто огромные; во-вторых, все камни, что можно было слямзить, уже слямзили, и остался монолит, который просто так не оторвешь; в-третьих, конечно же, два стражника правопорядка, которые зорко следят за тем, чтобы все ушли без сувениров.

Вот мы уже идем по отсыпной дороге к идолам, из-за перегиба появляются все остальные Столбы. Мы все ближе, а они выше и выше. Подошли. Стоим, обалдевшие от увиденного, от осознания того, что не зря мы затеяли всю эту экспедицию, и, самое главное, от величия природы, сотворившей все это великолепие. На плато две площадки, где можно посидеть, отдохнуть.

У последнего Пупа Максим устраивает тематический экскурс в историю. Узнаем, что это место овеяно легендами. Народ манси сложил чудесную легенду о злом шамане и братьях девушки, на которую он положил свой глаз. Довольно трогательная история, в финале которой главные судьи - боги - все же дали шаману по шапке, то есть по заслугам. Ну а мы прониклись духом, не побоюсь этого слова, мистического места и двинулись в обратный путь, чтобы утром начать возвращение.

Обратные километры пролетели быстро, вот ухе и модули видны. Перед сном надо поесть, но для этого нужна вода, а она в 1,5 км от машин, причем туда-то идти вниз, а обратно с добычей - вверх.

ВНИЗ, ДОМОЙ, ИЛИ БОГИ МСТЯТ

Цель, ради которой все затевалось, достигнута! Обратный путь всегда короче, и дом ближе после долгой разлуки. Однако Северный Урал не торопился отпускать новичков, которым, как известно, всегда везет, и которым с первого раза посчастливилось добраться до цели.

Расположенное в 12 км от модулей болотце, после прохождения по нему «гелика» на порталах и «80-ки» на 35-х колесах, очень охотно приняло нас в свои объятия, а вот отпускать не торопилось. Обе расположенные рядом дорожки были одинаково разбиты, и если красную «нивку» стали лебедить сразу, для сбережения полуосей, то синяя продралась почти до конца, но, углубившись до непроходимости, была вытянута лебедкой.

Вовка и Стасик уже не отнекивались от езды на бампере, а охотно, как ручные белки, подходили на свист и занимали места согласно боевому расписанию.

Вскоре начались подъемы, которые на пути к Пупам были спусками. Честно признаться, даже с нашим опытом езды при виде нагромождения камней, по которым надо было ехать вверх, морщины со лба перемещались дальше по черепу

Туманы и морось -нормальная погода а это время года для Северного Урала и скрывались где-то в затылочной области. Но глаза боятся, а руки делают. Спокойно передвигаемся по камням и движемся к ночевке. Наконец, спуск, на котором стоит одинокий «шевик». Вова спрыгиваете бампера и сломя голову несется к машинке. То, что я увидел в следующее мгновение, заставило «пустить слезу» и задуматься о единении машины и человека. Вовка подбежал к «шнивке», обнял ее и долго стоял так, что-то нашептывая ей в переднюю стоику. При этом на глазах его... ну нет, слез не было, но они стали влажными и печально влюбленными. А еще он ее поцеловал! Я был поражен. Вовка очень собранный и рассудительный человек, а туг такие эмоции.-

Сразу за стоянкой «шевика» коварный спуск с поворотом, пришлось даже выйти из машины, чтобы посмотреть траекторию. Потихоньку сползли.

Дальше брод, за которым короткий, но очень крутой подъем с перегибом. Первая пониженная, 1200 об/мин, и поехали на ровном газу Передние колеса уже зашли за перегиб, и вдруг сзади раздался знакомый «клац». Все, полуоси нет. Цепляем лебедку и тащимся наверх. Слышу сзади рык Артемкиного мотора, потом шелест буксующей по камням резины и опять тот же «клац». Ну, хорошо хоть, что все в куче сломались.

Нашли шикарное место для ремонта, да и ночь обещала быть теплой. Полуоси от «Иж-Техно», установленные на синей «Ниве», великолепные детали, а конструкция их такова, что можно разобрать задний мост, не снимая колес, причем без домкратов и подставок, а значит, безопасно. Достаю полуоси, снимаю редуктор, выковыриваю обломок, промываю потроха, собираю. На все уходит около часа неспешной работы.

Для ловли кадра операторам приходится занимать самые немыслимые позиции, часто на спусках, стоя на траектории движения машины, они выпадают из поля зрения водителя и рискуют попасть под колеса

Следующий пациент - красная «нивка». На ней уже стоит одна стоковая полуось, и сейчас нужно внедрить вторую, взамен сломанного «вал-рейсинга». Однако проблема в том, что чулок у Тёминой машины длинный, а полуось короткая. Не беда! Мажем шлицы герметиком и вставляем полуось в чулок. Вынимаем и понимаем, что зацепа хватает. Осталось устранить недостаток толщины в месте насадки сальника. Из майки Вовика мастерим сальниковую набивку, все собираем и проверяем.

Третий больной - Вовин «ше-вик». Тут задача сохранить раздатку, не дать ей развалиться дальше. Полоса металла, взятая у егерей на Пупах, за несколько минут превращается из однослойной в трехслойную, затем крепится по диагонали под коробку, как бы охватывая ее снизу и прижимая к тоннелю, не давая ей колебаться на кочках. Таким образом, уменьшаются знакопеременные нагрузки на треснувший корпус, и у него появляется шанс доехать до дома.

Северный Урал за что-то нас невзлюбил: на протяжении полукилометра сломал все три машины

Когда работа была закончена, уже светало. Немного поспав, позавтракав и искупавшись в холодной речке, мы отправились дальше. Впереди спуск со «стены». Прикинули, что справимся своим ходом. Первая пониженная, ногу с тормоза долой -и поехали! Пробираемся дальше. Выезд из котловины неприятен колеями на подъеме. Проходим, причем длиннобазный «шевик» справляется с задачей лучше всех.

Отортен. Решаем сделать радиальный выход на пору. Кроме того, ворота Отортенз манили нас своей таинственностью. Идем вверх по нудному, но не крутому подъему, Вдруг между камней заметалась бурая тень. Она все приближалась и в итоге обрела очертания маленького горностая. Напуганная зверюшка вплотную приблизилась к нам, замерла в полуметре и, окинув наше ничтожество хищным изучающим взглядом, помчалась по своим горностаечным делам. Завороженные его красотой, поднимаемся дальше. Из-за перегиба на склоне, метрах в ста от нас, мелькнули рога. В следующее мгновение пара диких оленей, вынырнув из-за скалы, продефилировала мимо нас. Говорят, что встретить их в дикой природе - большая удача!

Мы думали, что варить от аккумуляторов сложнее, чем инверторной сваркой, но на поверку оказалось все наоборот

Вот и ворота Отортена - интересное и мистическое место. Легенды отбивают желание проходить их насквозь. Это самое странное место на нашем маршруте. Две сросшиеся скалы образуют вытянутое вверх отверстие, которое, по преданиям, является окном в потусторонний мир, и прошедшего через них ожидают неприятности или даже смерть! Мы решаем не искушать судьбу...

Начали спуск к Лозьве, и после брода в рации забулькал тревожный голос Вовика, вещающий о том, что в заднем мосту «шевика» наметился какой-то маленький «Сталинград». Детальное изучение симптомов вселило уверенность в неизбежности ремонта здесь и сейчас. Разобрав узел, выяснили, что лопнул палец дифференциала (у нас в редукторе стоят блоки «Иж-Техно»), вследствие чего детали перекосило и одна из них лопнула. Однако у нас с собой все было: редуктор с нужно и парой, и даже с винтовой блокировкой AVT, тихонько, как мышка, ждал своего часа под сиденьем у Вовика.

Когда его поставили, уже стемнело, поэтому решили заночевать у истоков Лозьвы. Вечером, сидя в шатре за чашкой чая, решили, что духи Отортена на нас имеют зуб и теперь мстят, поэтому решили, утром, пока духи спят, по-тихому валить отсюда, и чем дальше, тем лучше. Так и поступили.

После обеда мы были на перевале Дятлова и, еще раз развернув флаги наших спонсоров, начали спуск. Кстати, издали Отортен похож на спящего варана.

Вдруг у «шевика» подломило задний мост. Выяснилось, что срезало оба болта верхних реактивных тяг. Поменяли, и только стоило нам тронуться, как вдруг услышали характерный скрип спереди на синей «Ниве». Обломило шейку ступицы. Тут же у Артемки вырвало кронштейн и крепление нижней реактивной тяги, и если со ступицей было все понятно, то с кронштейном... Пришлось достать специально заготовленные для такого случая провода и электроды. Сняли кронштейн, зачистили оторванные части, соединили последовательно аккумуляторы и, надев три пары солнцезащитных очков, приварили отломанные части на место. Все получилось отлично, хотя «зайцев» нахватался изрядно. Пришлось немного отдохнуть, чтобы восстановить зрение.

Духи Отортена следили за нами и чинили нам козни до последнего. Через полкилометра у «шниаы» выскочил правый привод, причем произошло это давно, а мы просто прозевали этот момент. Помимо всего, вместе с приводом покинуло пределы переднего редуктора и масло.

СПАСИБО ВАМ, «НИВЫ»!

Дальнейший спуск проходил быстро и гладко. Пролетели Чирканур и, спустившись к полуночи к избе, заночевали.

Дальше была последняя ночевка за Вижаем, скупка сувениров в Ивделе. Как бывает всегда после завершения экспедиции, вселилось чувство опустошенности и полной оторванности от мира. Вскоре после возвращения это пройдет. Мы - «Банда НИВАводов» - снова соберемся вместе и отправимся в путешествие на своих горячо любимых стареньких машинках, с которыми мы прошли не один десяток, а может, сотен маршрутов, которые дарят нам мир и свободу, красивейшие уголки нашей необъятной страны. Они, как и люди, иногда болеют, капризничают, но неизменно остаются нашими друзьями, а друзей не продают. И многое, что появилось в нашей жизни, - их заслуга!

Текст: Валентин Палицын, Фото: участники экспедиции, Журнал 4X4


 








Видео


   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изотовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble
lada-4x4@narod.ru

Яндекс.Метрика