LADA 

Общее     Двигатель     Трансмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Кузов     Электрика     Статьи
 
 

Итог в пользу НИВЫ

           

Читатели «За рулем» уже знакомы с результатами сравнительных испытаний советских и некоторых зарубежных автомобилей, проводимых как силами редакционных сотрудников, так и их коллегами из зарубежных изданий. Судя по читательским откликам, всесторонняя, взвешенная оценка пришлась по вкусу и владельцам сравниваемых моделей (не только отечественных), и всем, кто стремится получить о каждой машине исчерпывающую информацию. На этих страницах — материал группы тест-водителей английского журнала «Отокар энд мотор» (с небольшими сокращениями), испытавших джипы «Лада-Нива» и румынский «Дачия-Дастер» (под этим названием в Англии продается APO-IOC ).

Внедорожную машину никто никогда не покупает исходя из уровня ее технического совершенства. Компромиссы в конструкции джипов, допущенные ради возможности преодолеть такие участки местности, которые под силу разве что танкам, мало совместимы с технологическими новшествами, используемыми при создании скоростных дорожных автомобилей. Даже «РэйнджРовер» ценой 20 тысяч фунтов стерлингов не лишен недостатков по части управляемости и плавности хода. Что же говорить про машины, стоящие менее семи тысяч.

Среди подобных автомобилей, сочетающих приемлемые манеры на шоссе и высокую проходимость на местности, два восточноевропейских: «Дачия-Дастер» из Румынии и «Лада-Нива» из России. Обе модели — вездеходы, однако решают одну и ту же задачу по-разному. «Дачия» по обычным дорогам ходит в основном с отключенным передним мостом и лишь при необходимости становится полноприводной. База у нее достаточно длинна, а салон отделан как у легкового автомобиля. Ее вполне можно представить предельно удешевленной вариацией «Мерседес-Бенца» семейства «Г». «Лада-Нива» — автомобиль в традициях «Лэнд-Ровера», если даже не «РэйнджРовера», хотя бы по устройству трансмиссии. У нее, как у обоих британских аналогов, постоянный привод на все колеса через межосевой дифференциал. Обе восточноевропейские машины сконструированы с расчетом на максимальное использование деталей и узлов от соответствующих легковых моделей.

Ездовые параметры. Большая мощность, меньший вес, лишняя передача в коробке и более аэродинамичный кузов — таковы преимущества «Лады». Перечисленного достаточно, чтобы оказаться впереди «Дачии» во всех отношениях. Двигатель «Лады» на целых 20% мощнее и развивает на 17% больший крутящий момент. Сверх того, «Нива» на 5% легче, и вывод следует сделать однозначный — как ходок она лучше. Впрочем, вот цифры.

Потолок скорости у «Нивы» почти на 10 миль J ч (16 км/ч — ред-) выше. На трассе с усовершенствованным покрытием она показала 79 миль/ч против 68,5 (127,4 км/ч против 110,3 км/ч) у «Дастера» (черепаший темп, даже для вездехода). Спринтерский разгон от 0 до 60 миль/ч (96 км/ч) «Нива» берет за 18,7 секунды, «Дачия» — за 28,5 и то с заметным трудом.

На дорогах с твердым покрытием преимущество «Нивы» из очевидного становится подавляющим. Но если расценивать машины по меркам легковых, то на приличной скорости до полного совершенства им обеим далеко. Двигатель «Дачии» все же староват и маловат по рабочему объему (всего 1,4 л), а передаточное число высшей передачи невысоко. У «Нивы» на первое место выступает шум дороги. Усиливается он и от раздаточной коробки. Впрочем, раньше трансмиссия еще и изрядно вибрировала, как у «Дастера». Теперь от этой характерной особенности наконец избавились. Хоть на этом спасибо.




Экономичность. Снова «Дачии» надеяться практически не на что: она и тяжелее (1250 кг, «Нива» всего 1185), и по части аэродинамики хуже, и передач у нее в трансмиссии всего четыре, не из чего выбирать режим.

Вряд ли можно при таком раскладе надеяться, что потребление топлива у «Дачии» будет меньше. В принципе 21,2 мили на галлоне (13,3 л/100 км — ред.) — это неплохо для коробкообразной внедорожной модели. Но как все-таки много может значить «лишняя» передача! У «Нивы», по нашим данным, расход — 26,6 мили на галлоне (10,5 л/100 км). Обе цифры усредненные: испытания проводились и на дороге, и вне ее, и в городском режиме, и на автостраде.

Трансмиссия. Едва ли кто будет спорить с тем, что постоянный привод на все колеса много лучше включаемого по желанию водителя (и в случае с «Дастером» это так). По конструкции, исполнению агрегат «Нивы» превосходит конкурента во всех отношениях.

Пятая передача у «Нивы» — это овердрайв с передаточным числом 0,82, а четвертая — прямая. Коробка просто хороша, делает свое дело как надо и водителя слушается примерно, разве что не всегда с охотой включается задний ход. Низшая передача у «Нивы», пожалуй, слишком высока: общее передаточное число 28,35, тогда как у «Дачии» 44,73. Но во всех прочих отношениях выбор передаточных чисел следует признать правильным.

Перевести «Дачию» на полноприводный режим — занятие не из легких и быстрых. Водителю приходится покидать насиженное место и под дождем ли, под снегом, а то и по колено в ледяной воде фиксировать особые муфты в ступицах колес — масса удовольствия.

Благодаря межосевому дифференциалу «Нива» на небольших скоростях отлично проходит крутые повороты — маневр немыслимый на «Дачии» с включенным передним мостом: ее управляемость резко ограничивает момент от трансмиссии.

Управляемость. Двойственность функций, возложенных на автомобили рассматриваемого типа, на шоссе у «Дачии» сказывается меньше, чем у «Нивы». Конечно, руль туговат и не особо точен, люфт велик, и реагирует машина запоздало, но все же по ощущениям «Дачия» больше напоминает легковой автомобиль. По проселочным дорогам она ходит охотно, пусть и без особого рвения, в S-образные повороты вписывается удачно и при этом не особо кренится. Вне дороги машина достаточно послушна, а руль не слишком сильно рвется из рук при езде по неровностям. Стоит только дорожной поверхности увлажниться, «Дачию», если передний мост не включен, по извилистой трассе уже в хорошем темпе не проведешь. Держит-то она дорогу прилично, но стоит одному из колес оторваться от нее хоть на долю секунды — начинается то, что принято обозначать в обиходе избыточной поворачиваемостью. Здесь очень кстати были бы передние ведущие колеса, но межосевого дифференциала у машины нет, а без него не станешь держать передний мост включенным все время.

С «Нивой» картина совсем иная. Сразу видно, что эта машина делалась именно как вездеход. На дороге она стабильна и так же мало кренится на виражах, но руль слишком уж дотошно отслеживает все неровности, чтобы позволить водителю вести машину с абсолютной точностью. Тем не менее по управляемости она лучше многих внедорожных машин, даже более дорогих. Все четыре колеса прочно контактируют с поверхностью, при быстром прохождении поворота автомобиль не теряет устойчивости.

Превосходство «Нивы» в полной мере проявляется на пересеченной местности. Здесь управляемость машины можно признать отличной. Нагрузка на руль не превышает разумной, появляется точность, большого диаметра рулевое колесо позволяет в должной мере чувствовать дорогу, а короткая база сообщает автомобилю ту резвость, которой так не хватает «Дастеру».

Оба автомобиля свободно берут скользкий подъем по снегу толщиной дюймов в шесть (около 150 мм — ред.). Троганье при этом получается лучше у «Дастера». «Ладе» мешают слишком высокие передаточные числа, но уж когда ее удается стронуть, она быстро наверстывает упущенное.

Плавность хода. В этой области предпочтение следует безоговорочно отдать «Дастеру», невзирая на простую конструкцию его задней подвески (полуэллиптические листовые рессоры в качестве основного элемента). Подвеска сглатывает и мелкие толчки и крупные выбоины. На пользу «Дачии» и то, что рама у нее обладает определенной гибкостью в отличие от несущего кузова.

«Нива» здесь составляет резкий контраст. Она намного жестче и на тяжелых пересеченных участках проявляет себя наилучшим образом. На шоссе же самая мелкая неровность вызывает целую серию прыжков, рывков и бог знает чего еще. Положение усугубляют не в меру жесткие шины. «Нива» все же в большей степени вездеход, чем легковой автомобиль.

Тормоза. У обеих машин они выполнены по единой схеме — спереди дисковые, сзади барабанные, с усилителем. Тормозные педали у «Нивы» и у «Дачии» плохо ощущаются, слишком велик их свободный ход. Рычаг стояночного тормоза у «Нивы» расположен удобнее. Сам тормоз вполне эффективен, не в пример «Дачии», которая даже на самом маленьком уклоне удерживается с трудом.

Уровень шума. Оба вездехода — не самые тихие автомобили. У «Дачии» отсутствие пятой передачи заставляет двигатель на обычной скорости и обычной дороге ужасно реветь. У «Нивы» более всего слышны ее грубые шины. Особенно неприятным это становится на 30 милях в час (48 км/ч — ред.) — протектор форменным образом воет так, что в салоне шумомер отметил аж 72 дБА. Даже «Дачия» с ее 68 дБА на том же ходу кажется относительно тихой. Правда, при дальнейшем повышении скорости разница сглаживается.

Водительское место. Здесь смешно даже сопоставлять: «Лада» настолько лучше, что и весьма ограниченные пределы регулировки сиденья в горизонтальной плоскости не портят благоприятного впечатления. Конечно, особой роскоши ждать не приходится. Салон отделан мрачным матово-черным пластиком. Несколько скрашивают его резиновые коврики на полу и рулевое колесо, но опять же черного цвета. Руль велик в диаметре, и это скорее хорошо, но тонок в сечении, и это скорее плохо, как и то, что направляющие, по которым перемещаются передние сиденья, выходят далеко вперед.

При всей спартанской простоте салон вполне удачен. Приборы можно охватить одним взглядом, лишь указатель давления масла частично прикрыт. Переключатели расположены удобно. В темное время им не помешала бы дополнительная подсветка.

Изготовители могли бы предусмотреть регулировку сиденья по высоте, «в компенсацию» за ограниченный диапазон регулировки по горизонтали.

На фоне «Нивы» румынская машина выглядит изнутри попросту ужасно. На первый взгляд все как будто бы в порядке, но, вглядевшись, замечаем скверное качество материалов, неровную поверхность пластиковых деталей, изготовленных по какой-то ветхозаветной технологии. Приборы на щитке сгруппированы в трех гнездах. Однако переключатели и сигнальные лампочки раскиданы по всей поверхности щитка. Создается впечатление, что интерьер вообще не продумали. В Восточной Европе такое случается.

Есть у «Дачии» преимущество — расширенный по сравнению с «Нивой» диапазон продольной регулировки передних сидений. Зато сами сиденья не фиксируют тело в боковом направлении. У «Нивы» они, может, и жестковаты, зато глубоки и удобны.

Вместимость. «Нива» короче, «Дачия» уже, но заметно выше и вместительнее. У «Лады» больше расстояние от подушки заднего сиденья до спинки переднего. Достигается это сокращением вышеупомянутого диапазона регулировки передних сидений.

Оба автомобиля свободно вмещают четверых взрослых и обеспечивают достаточный комфорт. Вход в заднюю часть салона легче у «Дачии»: спинки ее передних сидений откидываются вперед. У «Нивы» приходится откидывать вперед все сиденье, что требует предварительного снятия подголовников.

Нельзя не отметить более свободный доступ к багажному отсеку у «Дачии». У «Нивы» задняя дверь — это щель, словно у почтового ящика. Приспособлений в салоне для хранения мелкого багажа не хватает обеим машинам.

Отопление и вентиляция. Зная восточноевропейский климат с его холодными зимами и летней жарой, можно было ожидать эффективных систем вентиляции и отопления. Ничего подобного мы не нашли. Стародавние водяные печки работают в паре с шумными двухскоростными вентиляторами.

Отопитель «Нивы» дает стабильный поток подогретого воздуха, который затем распределяется по салону при помощи двух поворотных дефлекторов «фиатовского» типа на приборной панели и одного большого — прямо над трансмиссионным тоннелем. Отрегулировать поступающий в салон поток тепла довольно сложно. У «Дастера» отопитель слишком слаб, и от него трудно добиться нужной температуры.

Окна «Нивы» можно практически при любой скорости открывать, не боясь сквозняков. Это, как и поворотные форточки, облегчает вентиляцию.

Оборудование. Восточноевропейские машины известны тем, что при невысокой цене достаточно хорошо и разнообразно оборудованы. Оба рассматриваемых автомобиля в этом смысле не исключение. У «Дастера» номенклатура выбора заметно шире. Дополнительные фары, поручни в переднем и заднем отделениях салона, буксирное устройство и разъем для питания от электросети, кронштейн для крепления запаски вне кузова — все это стандартное оборудование машины. «Нива» тоже хорошо оснащена, но — внутри, в салоне.

Итак, здесь первенство следует присудить «Дачии», правда, с одной оговоркой. «Нива» комплектуется набором инструментов, где есть решительно все — от кованых отменного качества накидных ключей до шинного манометра со стрелочной шкалой. С таким комплектом по плечу не то что мелкая починка в пути — хоть капремонт.

Отделка. Следует принимать во внимание, что вне дорог условия эксплуатации автомобилей куда более суровы и внешняя отделка должна выполняться сообразно с этим.

У «Дачии» панели облицовки пригнаны плохо, а зазоры между дверями и кузовом достигают местами 6 мм. Впечатление такое, что машину собирали в спешке и о контроле то ли забыли, то ли сделали второпях. Однако пятилетнюю гарантию от коррозии изготовители дают и 12-месячную полную гарантию — независимо от пробега — тоже.

У «Нивы» отделка лучше. Интерьер, как уже говорилось, практичен. Несущий кузов прочен и хорошо окрашен, а панели подогнаны в полном соответствии с западноевропейскими стандартами. По всему видно, что автомобиль способен выдержать длительную эксплуатацию в тяжелых условиях.

Коррозионная стойкость специально не оговаривается, зато полная гарантия дается на два года без ограничения пробега.

Заключение. Следует отметить, что никакого сравнения с «Нивой» румынская модель не выдерживает. «Нива» лучше ходит, доброкачественней сработана и при этом не намного дороже. Если «Дастер» стоит 6500 фунтов стерлингов, то русская машина — 6800. Как ни крути, за все преимущества «Лады», перечисленные выше, переплата, право, небольшая.

             







   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Исторические фото "Нивы"
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость коробки передач Нивы и Жигулей
Впрыск на Ниве
Нива Амфибия (ВАЗ 2122)
О тюнинге Нивы
О сиденьях: на чем сидим?
Как создавали Ниву
Что может ручная лебёдка
Нива с двигателем 1,7 Л
Пятидверная Нива
Нива "Черный принц"
Нива с увеличенной базой
Сравнение разных кузовов Нивы
Снегоболотоход из Нивы
Нива "Бизон"
Нива "Ландоле"
Изотовление щитков для Нивы
Как удлинняли Ниву
Экономная Нива
Итог в пользу Нивы
ВАЗ 21215
Обзор ВАЗ 21215 и 21219
Бронерованная Нива
Пожарная Нива
Такой знакомый броневик
Зажигание: С контактами и без
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Тест моторных масел
О Карбюраторах Нивы
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Все внедорожники ВАЗа
Новости о Ниве
Длинная Нива ВАЗ-2129
ВИС на базе НИВЫ
ВАЗы ручной работы
Установка кондиционера в НИВУ
Цепи для колёс
Что такое предпусковой обогреватель
Нужно ли долго прогревать двигатель зимой?
Советы


   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
lada-4x4@narod.ru

Яндекс.Метрика