LADA 

Общее     Двигатель     Трансмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Кузов     Электрика     Статьи
 
 

ВАЗ-2122: "Отдать швартовы"

           

В Авторевю мы закончили публикацию материалов Вадима Котлярова об истории создания на Волжском автомобильном заводе плавающего автомобиля на агрегатах Нивы: Как вы уже знаете, эта машина так и не пошла в серию — осталась «замороженной» на стадии опытных образцов. А таковых на сегодняшний момент сохранилось два: один находится в автомобильном музее Каунаса (теперь это уже заграница), а второй после ресурсных испытаний был куплен и восстановлен одним из авторов проекта. Находясь в частных руках, машина эксплуатировалась исключительно как сухопутное транспортное средство, ни разу не изведав водных просторов. Но нам повезло: как раз на этой Ниве мы и поездили, и поплавали.

СНАРУЖИ

Посмотрите на фотографии. Согласитесь, никому и в голову не придет, что этот автомобиль умеет плавать: машина не имеет абсолютно никаких внешних признаков амфибии! Просто джип, максимально упрощенный внедорожный автомобиль с нехитрым кузовом. И не более того.

Однако присмотревшись, можно заметить своеобразные детали: сделанные явно не для красы подштамповки на боковинах кузова, заметно выступающие «брови» колесных арок, солидные пороги...

Функции переднего бампера здесь выполняет выдвинутый вперед, причем с явным запасом, незамысловатый швеллер. Прямо под ним поперек кузова висит глушитель. Фары и подфарники — простейшие, от грузовиков, а вместо решетки радиатора — мелкая формованная сетка. Упоры на совершенно плоском капоте недвусмысленно намекают на возможность откидывания лобового стекла. Необычны боковые стекла: имея поворотные форточки, они при необходимости могут быть целиком откинуты наружу.

Глядя на дверной проем, невольно ловишь себя на мысли, что нижняя часть разъема «дверь—кузов» при плавании непременно окажется ниже ватерлинии. И вообще, предстоящий заплыв на этом аппарате заставил нас немного поежиться и хорошенько взвесить все «за» и «против». К тому же на дворе была осень, и вода в окрестных водоемах уже очень холодная!

Теперь подойдем сзади. Не старайтесь найти под «кормой» гребной винт или кожух водомета — ни того, ни другого здесь нет. А плывет В A3-2122 только за счет вращения колес. Изменение траектории движения на плаву также осуществляется поворотом рулевого колеса. Все как на обычном автомобиле.

Задний бампер заменяют две мощные стальные скобы с подштамповками. Выше и строго посередине закреплено запасное колесо. Традиционный для джипов проем «борт—дверь» отсутствует, а функции двери задка выполняет расстегивающийся полог тента. Да, облик спартанский...

ВНУТРИ

Интерьер автомобиля в полной мере соответствует его внешнему виду. Но вазовская родословная прослеживается невооруженным глазом, ведь многое оборудование взято от серийных моделей: рулевое колесо и комбинация приборов — от ВАЗ-2105, дефлекторы отопителя перешли по наследству от самого первого семейства, сиденья — от ВАЗ-2121, хотя и с изменениями: спинка заднего разделена пополам, и обе половинки можно полностью откинуть назад до упора в стенку кузова. Если при этом разложить и передние сиденья, то получатся неплохие спальные места. Очень функциональное решение.

В целом же интерьер выдержан в простом, тривиальном стиле. Главное — функциональность.

Для того, чтобы превратить плавающую Ниву в «кабриолет», нужно снять брезентовый верх и откинуть рамки лобового и боковых стекол

Органы управления режимами трансмиссии чисто сухопутные, от ВАЗ-2121. Но рядом с ними есть небольшая рукоятка переключателя топливных баков и маховичок кингстона. Открывают кингстон после плавания, для слива остатков попавшей внутрь кузова воды.

К вещам сугубо специфичным можно отнести кучку клавиш в левой части панели приборов. Ими управляется фара-искатель, переключаются датчики уровня топлива основного и дополнительного топливных баков и включаются электрические водооткачивающие насосы (они расположены в двойном днище автомобиля).




По соседству с рукояткой воздушной заслонки карбюратора расположилась ручка привода волноотражательного щитка. Его поднимают после входа в воду. Чуть ниже — управление жалюзи радиатора. При плавании без них не обойтись: прежде чем плюхнуться в водоем, жалюзи непременно должны быть закрыты, иначе моторный отсек зальет водой.

ПОЕХАЛИ!

Как только садишься за руль, сразу узнаешь хорошо знакомую Ниву.

В городской толчее автомобиль держится вполне уверенно, а по шоссе без особого напряжения бежит «сотню». Отметим только, что резвость машины сильно угасает при полной загрузке: дает себя знать относительно слабый двигатель.

Поскольку шумоизоляция салона конструкцей не предусмотрена (изолирующие коврики неизбежно намокнут при плавании), внутри машины шумно. Кроме досаждающего звука двигателя, слышно как шлепают по асфальту зубастые шины ВлИ-5, да и хлопающий на ветру тент не помогает сохранить тишину. Так что на твердых дорогах побаловать пассажиров комфортом эта машина не может.

А вот на грунтовке — картина иная. Машина уже в родной стихии. По пересеченной местности она идет вполне уверенно, практически не уступая своему сухопутному прототипу — обычной Ниве. Мощности мотора ВАЗ-21011 (1,3 л) в тандеме с измененным передаточным отношением главной пары (4,44) вполне хватает для спокойного продвижения, но реализовывать на бездорожье динамичный стиль езды этот мотор уже не позволяет.

Снимаем тент. Да, путешествие в открытом автомобиле — это совсем другое дело! Понятия «джин» и «кабриолет» отлично дополняют и обогащают друг друга! Тот восторг, который испытал всякий, кто ездил в открытом автомобиле по цивилизованному покрытию, на бездорожье усиливается во сто крат.

И хотя холодный октябрьский ветер, скажем так, бодрил нас, то теплые потоки воздуха от двигателя, просачиваясь из щелей на капоте, подогревали лицо и руки, не давая замерзнуть. /

И вот мы приступили к самой ответственной части теста, к тому, ради чего все это и затевалось.

В ВОДУ!

Подготовку к водной прогулке мы провели в строгом соответствии с инструкцией. Сначала — облачились в спасательные жилеты. А поскольку было их у нас только два, то и число участвующих в заплыве определилось однозначно. Еще надо было закрепить специальный буй, который, ежели мы пойдем ко дну, обозначил бы место затопления. Сами понимаете, что мандраж от этих процедур усилился. Если честно, то нам не верилось, что этот джип поплывет.

Итак, включаем блокировку дифференциала вместе с «нижним» рядом трансмиссии и робко подкрадываемся к воде. Закрываем жалюзи! Аккуратно, аккуратно... Нос машины погружается все глубже. Привычный звук двигателя меняется на булькание. Вода доходит до кромки капота. В этот момент грунт под передними колесами вдруг «проваливается», и, качнувшись, передок оказывается на плаву.

Плывем? Плывем! Плывем, черт подери!

Теперь надо «передернуть затвор» волноотражателя и включить водооткачивающие насосы. Сделано.

Переходим на третью передачу — и Нива решительно устремляется к середине озера.

Сидящие на берегу рыбаки оторопели и побросали удочки. Кто-то из них, наверняка, в очередной раз поклялся бросить пить.

Пытаемся плавно повернуть. Крен наружу поворота (ну прямо как на шоссе!) — и машина точно отслеживает заданную траекторию. Дада, несмотря на качку, рулится автомобиль на воде просто отменно! На первый раз хватит. Разворачиваемся к берегу и нацеливаем машину на обозначенные прутиками въездные «ворота». «Стоп!» — кричит с берега фотограф: надо сделать пару кадров. Водитель послушно выключает передачу и касается ногой педали тормоза. Машина продолжает движение вперед. Еще раз тормоз. Ха-ха! Да ведь мы еще в воде! Какую в таких случаях дают команду капитаны? «Полный назад!» Включаем заднюю передачу, добавляем оборотов — и инерция заметно гасится.

Подкапотное пространство не оставляет сомнений, что это — именно ВАЗ, однако есть много специфических отличий

Перед первым заплывом было страшно мы не были уверены, что машина поплывет, а не уйдет под воду





Только после того, как машина вновь выехала на твердый грунт, мы поверили, что ВАЗ-2122 действительно амфибия

 

Вот и берег. Передние колеса зацепились за грунт, и, получив нагрузку, двигатель заметно сбавил обороты, намереваясь заглохнуть. Первую передачу, больше газа — и машина легко выпрыгивает на берег.

Насосы продолжают выплевывать воду из отверстий в левом переднем крыле. Да, набралось водички изрядно. Открываем кингстон. Водопад! Непонятно, где могло скрываться такое количество воды, ведь к концу заплыва на коврике у ног появилась лишь едва заметная лужица? Как выяснилось, один из лючков в днище по недосмотру был приоткрыт на толщину пальца. Можно сказать, что наш лайнер имел пробоину.

Бурно обмениваемся впечатлениями. Спецы нас уверяют, что плыть можно раза в два быстрее: надо просто держать более высокие обороты двигателя. И еще. Поначалу оба сидели на передних сиденьях, поэтому незагруженная «корма» (дополнительный бак — пустой, а основной был заполнен только наполовину) всплыла, заставив носовую часть машины погрузиться в воду больше положенного. Решив исправиться, совершаем второй заплыв.-

На суше ВАЗ-2122 практически ничем не уступает обычной Ниве, если не считать не столь мощного двигателя. Обратите внимание на расположение глушителя

В воду теперь вошли смелее. Поскольку «штурмана» пересадили назад, капот автомобиля приподнялся. Совсем другое дело!

Больше газа. По сторонам расходятся усы волн, а сзади — целый бурун. Ни дать ни взять — катер.

Что делать дальше? Как смоделировать «предельные режимы», да и какими они должны быть? Дождаться шторма?

Нет, это все не то. Испытание мы придумали посерьезнее... Доплыв до середины озера, глушим двигатель. На берегу — легкое замешательство, кто-то уже начал было снимать сапоги. А узнав, что мотор мы остановили специально, стали крутить пальцем у виска.

Терпеливо ждем, пока вода полностью заполнит глушитель. А если после этого мотор не запустится? Что, руками будем грести?

Так, пожалуй что хватит. Стартер. Фыркнул глушитель — и двигатель как ни в чем не бывало весело застрекотал. Мы смахнули со лба холодный пот.

В перерыве между заплывами- слушаем зрителей. Оказывается, машина так высоко торчит из воды, что производит впечатление идущей вброд по мелководью; трудно поверить, что она плывет!

В общей сложности мы совершили четыре заплыва. Нива ни разу не дала сбоя. Машина действительно умеет плавать, причем именно плавать, а не держаться на плаву. И очень похоже, что запас водоходных качеств этой амфибии позволит, при необходимости, бороться даже с умеренным течением.

НЕМНОГО О ГРУСТНОМ

Заключительная часть будет краткой, ибо анализировать потребительскую нишу, как это ни печально, смысла нет. Не найдете вы координат торгующих организаций. И бессмысленно говорить о цене. Ведь как явление в отечественном автомобилестроении ВАЗ-2122 не состоялся. Автомобиль-призрак, о существовании которого студентам автомобильных вузов под большим секретом рассказывали на военных кафедрах, из-за катаклизмов экономики оказался мертворожденным.

С. МИШИН



             







   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Исторические фото "Нивы"
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость коробки передач Нивы и Жигулей
Впрыск на Ниве
Нива Амфибия (ВАЗ 2122)
О тюнинге Нивы
О сиденьях: на чем сидим?
Как создавали Ниву
Что может ручная лебёдка
Нива с двигателем 1,7 Л
Пятидверная Нива
Нива "Черный принц"
Нива с увеличенной базой
Сравнение разных кузовов Нивы
Снегоболотоход из Нивы
Нива "Бизон"
Нива "Ландоле"
Изотовление щитков для Нивы
Как удлинняли Ниву
Экономная Нива
Итог в пользу Нивы
ВАЗ 21215
Обзор ВАЗ 21215 и 21219
Бронерованная Нива
Пожарная Нива
Такой знакомый броневик
Зажигание: С контактами и без
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Тест моторных масел
О Карбюраторах Нивы
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Все внедорожники ВАЗа
Новости о Ниве
Длинная Нива ВАЗ-2129
ВИС на базе НИВЫ
ВАЗы ручной работы
Установка кондиционера в НИВУ
Цепи для колёс
Что такое предпусковой обогреватель
Нужно ли долго прогревать двигатель зимой?
Советы


   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
lada-4x4@narod.ru

Яндекс.Метрика