LADA 

Общее     Двигатель     Трансмиссия     Ходовая     Рулевое     Тормоза     Кузов     Электрика     Статьи
 
 

Нива-зверь, или Бизон выходит на тропу

           

Острейший дефицит так называемых развозных автомобилей возник у нас одновременно с зарождением частного предпринимательства. Сказать, однако, что машин коммерческого назначения у нас не было совсем, было бы неверно: знаменитые «каблучки» (ИЖ-2715) и переделанные из всевозможных «легковушек» пикапы исправно трудится до сих пор, да и АЗЛК недавно подготовил пикап Москвич-2335. Однако вряд ли кто-нибудь не согласится с мнением, что все эти автомобили по замыслу и исполнению являются транспортными средствами сугубо урбанизированными, то есть городскими, поскольку предназначены они для движения по дорогам с твердым покрытием. Коммерческого развозного транспорта для сельских предпринимателей у нас не было никогда, и именно поэтому появление на рынке автомобиля Бизон не может остаться незамеченным.

Только что наш корреспондент вернулся из Тольятти, и мы предлагаем читателям познакомиться с его впечатлениями.

КОНСТРУКЦИЯ

Транспортное средство, претендующее на право называться «рабочей лошадью» колхозника или фермера, должно обладать как минимум двумя основными потребительскими качествами. Первое — это способность передвигаться и перевозить грузы в условиях бездорожья. Ведь даже самый современный и надежный автомобиль превращается в груду бесполезного металла, если он не в состоянии сдвинуться с места на проселочной дороге в весеннюю распутицу или беспомощно останавливается зимой возле самого скромного сугроба.

Что касается качества второго, то его можно определить как достаточную грузоподъемность, причем термин «достаточность» здесь следует рассматривать как некий уровень, делающий эксплуатацию такого автомобиля выгодной или, хотя бы, окупаемой.

Примерно так и рассуждали разработчики Бизона, решив заложить в основу конструкции агрегаты автомобиля ВАЗ-2121 Нива — машины, хорошо известной своей способностью преодолевать бездорожье. От Нивы грузовичок Бизон унаследовал двигатель, большинство деталей трансмиссии и ходовой части и некоторые кузовные элементы. Те детали, которые по компоновочным соображениям или по техническим требованиям к машине не подходили, сделали оригинальными — так появился новый промежуточный карданный вал и рессорная подвеска задних колес с листовыми рессорами от автомобиля УАЗ.

Многие легковые пикапы имеют общую болезнь — недостаточную жесткость кузова, особенно в месте сочленения кабины и грузового отсека. При несущей конструкции кузова обеспечить необходимую прочность, а значит и добиться большей грузоподъемности сложно, поэтому конструкторы Бизона решили «посадить» кабину и грузовую платформу на сваренную из лонжеронов закрытого сечения раму, усиленную дополнительными ребрами жесткости. Кабина крепится к раме посредством эластичных опор и представляет собой переднюю часть кузова Нивы, ограниченную уровнем центральных стоек.

СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Гибрид легкового джипа и мини-грузовичка выглядит вполне симпатичным.

Шестнадцатидюймовые диски с шинами ВлИ-10, несмотря на увеличенную (по сравнению с ВАЗ2121) базу, обеспечивают автомобилю высокую, «внедорожную» посадку.

Из-за неудачного расположения неуклюже смотрится глушитель: расположенный неоправданно низко под «брюхом», он, похоже, вскоре станет самой дефицитной запчастью к Бизону, ибо отрываться будет часто.

За задней стенкой кабины есть специальная дуга, которая, кроме основы каркаса для тента, выполняет еще и роль элемента пассивной безопасности. Под передней частью грузовой платформы есть два запирающихся ящичка: поскольку багажника как такового в автомобиле нет, нужно было приспособить какое-то место для инструмента.

Пороги кабины опоясывают подножки, к каждой из которых приварена широкая пластина для очистки обуви от прилипшей грязи перед посадкой в автомобиль. Важно, что подножка находится не ниже порога, а сбоку, так что ее присутствие не сказывается на проходимости.

Спереди и сзади установлены два «кенгурятника» — сваренные из труб защитные каркасы. Задний выполняет роль бампера и одновременно защищает от повреждений светотехнику. Конструкция задней части машины потребовала применения новых фонарей, вернее, не столько новых, сколько старых, — от автомобиля ВАЗ-21011. Вроде бы неплохо, вот только расположены они низко, а значит почти все время будут в грязи. Прямо за последней поперечиной рамы есть и место для запасного колеса, которое по желанию владельца можно переместить туда из подкапотного пространства.

Под платформой, ближе к центру автомобиля, нашел свое место бензобак. Учитывая назначение автомобиля, место для емкости с топливом выбрано оптимальное: бак защищен от возможных повреждений. Кроме того, возможна установка баков трех различных объемов: 45, 55 и 75 литров.

Грузовая платформа Бизона имеет три откидывающихся борта. Все очень удобно, за исключением погрузочной высоты: стремясь избавиться от выступающих арок крыльев, конструкторы вынуждены были слишком сильно «задрать» платформу.

Интерьер двухместной кабины заметно облагораживают сиденья — они от ВАЗ-2108. Задняя стенка несколько ограничивает диапазон их продольного перемещения, так что если водитель привык сидеть с сильно откинутой назад спинкой, то ему придется изменить эту привычку. Неоправданным кажется применение рулевого колеса от ВАЗ2106: оно скользкое, сечение явно маленькое, и все это как бы усугубляет и без того немалые усилия на руле.

Обзорность назад через салонное зеркало обеспечивает большое смотровое окошко. Задние габаритные точки автомобиля через него видны очень хорошо; важно и то, что смотровое окно находится вне «грязевой зоны». А вот наружные зеркала понравились меньше: регулировка изнутри не предусмотрена, да и виброзащита оставляет желать лучшего.




В ДВИЖЕНИИ И РАБОТЕ

Прежде чем начать разговор об эксплуатационных качествах Бизона, отметим, что, кроме «сольного» варианта, он рассчитан еще и на работу с прицепом. Так, доставшийся нам на тест Бизон тащил на «хвосте» одноосный прицеп Атлетик520, оборудованный автономной тормозной системой инерционного действия. С рим-то мы и начали пробные поездки по городу.

Если автопоезд не загружен, то мощности двигателя ВАЗ-2106 в спокойном режиме движения хватает, чтобы, во-первых, не «выпадать» из городского потока, а во-вторых, приемлемо разгоняться на прямой передаче в диапазоне скоростей 60—80 км/ч. Сразу обратило на себя поведение машины при проезде неровностей: у Бизона хорошая плавность хода, и субъективно кажется, что по этому показателю он превосходит «папашу» — ВАЗ-2121 Машина очень ловко «проглатывает» стыки, не досаждая пассажирам сильными толчками.


Разница в высоте платформ тягача и прицепа дает себя знать, грузить Атлетик-520 гораздо удобнее

 

Благодаря своему темпераменту Бизон часто оказывается «по уши» в грязи

Конструкция сцепного устройства и размеры дышла обеспечивают точное отслеживание прицепом колеи тягача, что крайне важно при маневрировании в потоке и проезде узких мест. Вновь отметим обзорность через салонное зеркало: водитель легко контролирует положение прицепа относительно габаритных точек тягача.

Поездив порожняком, решили нашего Бизона «от души» загрузить тяжелым мокрым снегом. Процесс загрузки снова выявил неудобства: кузов Бизона слишком высок, зато кидать снег в низко расположенный прицеп оказалось гораздо удобнее. И тягач, и прицеп ощутимо просели, а по прогибу рессор Бизона можно было предположить, что загрузка близка к предельной.

Трогаемся с места. Понятно, что груженый автопоезд требует перед очередным переключением передач гораздо более сильной «раскрутки» мотора, а в некоторых случаях, дабы не жечь сцепление, целесообразно пользоваться демультипликатором, включая «нижний» ряд передаточных чисел трансмиссии.

Шустрости поубавилось, причем проявился не столько недостаток мощности, сколько нехватка крутящего момента в зоне низких оборотов. Скорей всего, с мотором рабочим объемом 1700 куб. см (а такая модификация есть) Бизон будет вести себя повеселее.

Интересно, что ощутимой разницы в плавности хода по сравнению с порожним вариантом мы не отметили.

Очень интересовало поведение груженого прицепа, а главным образом — эффективность инерционной тормозной системы. При обычном (не экстренном) торможении на присыпанном мокрым и скользким снегом асфальте не было и намека на «складывание» автопоезда, как и связанных с растормаживанием прицепа рывков.

Миновав городскую черту, съезжаем на проселок. Под колесами Бизона чавкает раскисшая грязь.

И в первые минуты Бизон показал, что он — грязнуля, моментально уделав грязью и прицеп, и собственные бока. В грязи оказались не только задние фонари, но и боковые стекла. Это как-то сразу предопределило умеренный стиль внедорожной езды, поскольку в противном случае вода и грязь начинали попадать в салон даже через приоткрытое окно. Но, как бы объясняя свою любовь к грязевым ваннам, Бизон прекрасно преодолевал месиво, таща за собой увесистый прицеп. На скользких поперечных уклонах эта ноша выявила тенденцию к сползанию, которую удавалось сводить на нет своевременным увеличением тяги.

Приятно удивила способность груженого автопоезда карабкаться на затяжной скользкий подъем. А если был достаточный запас хода, то можно даже не используя дополнительные возможности трансмиссии въехать наверх на второй передаче, и только на самом переломе сказывался недостаток крутящего момента — и автомобиль настойчиво «просил» переключения на ступень Ниже. Вазовские испытатели пояснили, что здесь помогает удачная развесовка тягача по осям, обеспечивающая необходимый сцепной момент на всех колесах. Подтверждением стало еще и то, что при преодолении подъема ощутимой разницы в поведении машины с включенной и выключенной блокировкой межосевого дифференциала не наблюдалось.

Были сложности при маневрировании задним ходом: ложное срабатывание устройства привода тормозов иногда вызывает блокировку колес прицепа. А еще было бы хорошо установить в районе задней дуги безопасности тягача некое подобие упругих буферов, в которые можно было бы безболезненно упереть дышло прицепа и, «сложив» автопоезд на критический угол, развернуться задним ходом в ограниченном пространстве.

Что же касается общего впечатления после краткого общения с Бизоном, то можно с уверенностью сказать — наряду с приобретением значительной грузоподъемности, эта машина сохранила и незаурядные внедорожные качества своего легкового прототипа: не только в грязи, но и в глубоком снегу Бизон чувствует себя вполне уверенно, развивая необходимое тяговое усилие, достаточное не только для собственного продвижения, но и для работы с прицепом.

В ценах марта 1994 года Бизон стоит около 15 млн. рублей. Да, это дороже престижных Жигулей, но гораздо дешевле зарубежных аналогов, к тому же неизвестно, окажется ли «по зубам» этим аналогам российское бездорожье, уж не говоря о возможностях техобслуживания в нашей глубинке...

К.СОРОКИН







             







   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Исторические фото "Нивы"
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость коробки передач Нивы и Жигулей
Впрыск на Ниве
Нива Амфибия (ВАЗ 2122)
О тюнинге Нивы
О сиденьях: на чем сидим?
Как создавали Ниву
Что может ручная лебёдка
Нива с двигателем 1,7 Л
Пятидверная Нива
Нива "Черный принц"
Нива с увеличенной базой
Сравнение разных кузовов Нивы
Снегоболотоход из Нивы
Нива "Бизон"
Нива "Ландоле"
Изотовление щитков для Нивы
Как удлинняли Ниву
Экономная Нива
Итог в пользу Нивы
ВАЗ 21215
Обзор ВАЗ 21215 и 21219
Бронерованная Нива
Пожарная Нива
Такой знакомый броневик
Зажигание: С контактами и без
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Тест моторных масел
О Карбюраторах Нивы
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Все внедорожники ВАЗа
Новости о Ниве
Длинная Нива ВАЗ-2129
ВИС на базе НИВЫ
ВАЗы ручной работы
Установка кондиционера в НИВУ
Цепи для колёс
Что такое предпусковой обогреватель
Нужно ли долго прогревать двигатель зимой?
Советы


   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
lada-4x4@narod.ru

Яндекс.Метрика