LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

НИВА МАРШ: бросок на Север (Бронто-192200)

Все когда-то бывает впервые... Человек первый раз оторвался от Земли, покорил морские глубины, впервые шагнул на Луну. Поначалу нам трудно осознать весь масштаб и грандиозность подобного события, это приходит со временем. Ноу каждого начинания должны быть свои последователи, которые могли бы воплотить едва зародившуюся идею в жизнь. По праву таким своеобразным последователем можно назвать фирму “Бронто ”, предпринявшую в феврале-марте 1996 года беспрецедентную акцию по покорению северных районов России на вездеходе “Марш ”.

нива марш бронто с прицепом

Читайте так же:
Характеристики современных снегоболотоходов на базе Нивы
Обзор на Ниву Снегоболотоход
Нива Марш - экпедиция на Северный полюс

Идея создания в России спецавтомобиля, пригодного для работников определенных профессий в условиях бездорожья, сама по себе не нова. Такие автомобили выпускались единичными экземплярами и раньше. Например, московская фирма “Трэкол” была одной из первых производственных площадок для создания такого вида транспорта.

Как зародилась идея проведения этого “ралли”? Все началось с предложения москвичей к “Бронто” совершить марш-бросок на Север с целью “просвещения” местного населения, избалованного сверхмощной техникой. Такая техника решает задачу продвижения человека в труднодоступные районы, но какой ценой...

Позвольте углубиться ненадолго в технические характеристики. В чем оригинальность новых вездеходов? Эти автомобили уникальны благодаря облегченному кузову, сверхнизкому давлению колес, а также своей способности плавать. Но внешний вид данной диковинки внушает смятение в души простых обывателей: “Да этот монстр наверняка тонн 40 весит, не меньше”. Действительно, оригинальный кузов, разработанный москвичами, придает автомобилю вид внушительной бронетехники. А “детище” тольяттинцев вызывает совсем иные ассоциации.

Когда “Бронто” создавало снегоболотоход (а точнее - экологический вездеход ВАЗ-1922 “Марш”), никто не знал, как он будет выглядеть. Поэтому осознание эстетичности “новорожденного” было первой положительной эмоцией. С одной стороны - машина с серьезными размерами, а с другой - просто красавица. Нестандартные колеса прекрасно вписались в габариты “Нивы”. Удалось избежать “монстроподобия”.

Кстати, о колесах... В них-то вся изюминка. Дело в том, что в обычном колесе легкового автомобиля давление составляет 2 кгс/см2, при этом в колесе “Марша” - от 0,1 до 0,5 кгс/см2 (т. е. давление на грунт - примерно в 3 раза ниже, чем давление человеческой стопы). Такой “крепыш” запросто может переехать человека без каких-либо неприятных последствий.

Итак, вернемся к самой поездке. Москвичи предложили совершить рекламный пробег по всему северному краю: до Тюмени перевезти вездеходы на грузовиках, а от Тюмени до Надыма - своим ходом с заездом в крупные города.

снегоболотоход нива марш бронто в снегу

Фирма “Бронто” приняла предложение присоединиться к необычному пробегу. Но была одна проблема: не было грузовика для перевозки вездехода. Поэтому решили подключить в качестве сопровождения “Ниву”, в обязанности которой входила буксировка снегоболотохода до Тюмени. Представьте себе такую картину: впереди семенит обычная “Нива”, а ей на пятки наступает “старший брат”... Недоумению проезжающих мимо водил не было предела - впору хоть фотографируй это чудо и отправляй в передачу “Что? Где? Когда?”.

Но никто из участников этого “шоу” и не подозревал, что самые сильные эмоции еще впереди. Кстати, об участниках пробега... Их было трое: Зуев Юрий Петрович (директор “Бронто”) и молодые специалисты - Федоров Олег (водитсль-испытатель) и Коробейников Николай (сборщик).

Чудеса подстерегали наших героев буквально на каждом шагу. По дороге в Тюмень было сделано интересное открытие: оказывается, на протяжении всего пути от Тольятги до Тюмени они ехали с гвоздем в колесе... А ведь это около 1500 км! А теперь представьте себе такую ситуацию с обычным колесом на легковушке. Уму не постижимо!

Наконец - Тюмень. Товар нужно показать лицом именно тем, кто непосредственно заинтересован в нем. Пригласили большое начальство: руководство Тюменской области, нефтяников, геологов. Собрали всех на занесенном снегом танкодроме и продемонстрировали технику во всей се красе и моши.
Но накануне решили сами испытать “детище”. Поистине: век живи - век учись. До этого момента наши герои имели смутное представление о реальных возможностях автомобиля. Но вес приходит с опытом. Сначала носились как бешеные на накачанных колесах по снегам. В результате - застряли. Но без мудрого наставника не обойтись: ребята из “Трэкола” подсказали, что нужно уменьшить давление в колесах. Так и сделали. Машина послушно поплыла по заснеженным просторам.

Итак, на следующий день все смогли убедиться в возможностях “Марша”: спокойно преодолевает танковые препятствия, любые преграды, а главное - плавно повторяет профиль дороги, а не борется с ним. Благодаря этим доселе невиданным возможностям произошел переворот в сознании не только обычных автомобилистов, но и самих создателей вездехода.

После покорения Тюмени начался путь своим ходом (без буксировки) по бескрайним просторам Севера. И здесь путешественников ожидал приятный сюрприз: несмотря на относительно небольшую скорость, болотоход уверенно преодолевал большие расстояния. Как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Потянулась вереница северных городов и поселков: Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тарко-Сале... Практически везде болотоход собирал толпы любознательных представителей всех возрастов. На протяжении всего пути - дискуссии, споры, сомнения и восхищения. “Марш” покорял Север...

Оставим ненадолго наших “ермаков” и поговорим вот о чем. У кого-то может возникнуть вопрос относительно конкуренции между “Бронто” и “Трэколом”. По сути, эти вездеходы, как братья-двойняшки - вроде бы похожи, но не совсем. У каждого из них есть свои “плюсы” и “минусы”. Ни о какой конкуренции не могло быть и речи. Машины производились поштучно, это практически ручная сборка. У “Бронто” и “Трэкол” была одна общая цель - сломать мировоззрение обывателей (и, прежде всего, тех людей, которым эти машины нужнее всего). Вездеходы нельзя сравнивать с обычными автомобилями: это - специальные транспортные средства. Именно поэтому необходимо было продвигать такую технику совместными усилиями. Забегая вперед, скажу, что. продажа “Марша” началась только через два года после данной поездки. А сейчас люди стоят за этими вездеходами в очереди...

Пока мы с вами рассуждали о тонкостях рыночных отношений, наши герои достигли Ямало-Ненецкого автономного округа. Видимо, понять и почувствовать обособленность этого мира можно, только побывав там. Представьте себе такую картину: на тундру спускаются сумерки, наши путники остановились ненадолго на привал. И вдруг на них надвигается огромная машина с единственной фарой. Через несколько секунд они понимают - это поезд! Прямо-таки сюжет для Рея Брэдбери: одинокий поезд мчится в тундре по запорошенным рельсам. Все равно, что для нас - оленья упряжка по Революционной.

нива и снегоход в тундре

И, наконец, - Надым. Долгожданная точка на карте... Надо сказать, что Надым - это своеобразная Мекка для таких автомобилей, как “Марш”. Здесь подобная спсцтехника - не н новинку (в основном, по либо самодельные колёсные, либо гусеничные вездеходы заводской) производства). Представители
“Бронто" и “Трэкол”, найдя понимание среди местного населении, вздохнули с облегчением. И люди тоже воспрянули духом, увидев чудо-вездеходы: "В конце концов промышленность обратила на нас внимание...”.

И все-таки было трудно поверить в то, что “Марш” сочетает в себе все качества для успешного функционирования в суровых условиях. Диалог с потенциальным клиентом о “Марше”:

- А на нем до стойбища ненцев доехать можно?
- А сколько ехать?
- 40 км.
- Да это ерунда.
- Это же в тундре...
- Так для этого машина и создана...
- А когда можно поехать?
- Да прямо сейчас. Вот только заправимся.
- Но это же тундра...

Дело в том, что до стойбища можно добраться только либо на оленях, либо на снегоходах. Но для такой поездки нужно несколько дней подготовки: топливо, продукты, одежда,...
Поехали? Поехали! Через час прибыли к стойбищу, до которого обычно добираются полдня. Причем доехали с комфортом, не отстегивая ремней безопасности. Несмотря на уникальность происходящего, для путешественников это могло показаться просто выездом на природу.

Нужно отметить, что прием со стороны ненцев трудно назвать горячим и радушным. С одной стороны, они смотрели с восхищением на невиданную машину, запросто подъехавшую к чуму. Но, с другой стороны, в их глазах читалось опасение за свой и без того пошатнувшийся уклад жизни.

Однако, у “Марша” есть одно несомненное преимущество перед остальной спецтсхникой (недаром его называют “экологическим вездеходом”). Благодаря колесам сверхнизкого давления “Марш” никоим образом не разрушает структуру почвы, в отличие от гусеничных “монстров”. Из-за них тундре необходимо восстанавливаться в течение 40(!) лет.

Но вот короткий день подходит к концу... Хорошо сидеть у огня и “лакомиться” строганиной. Но пора и честь знать... Гости собираются и выходят из чума. Машину они “припарковали” за снежным холмом около стойбища. Над морозной тундрой сгущались сумерки и три фигуры неторопливо шли по направлению к холму. Один из “бледнолицых” был без шапки... Другой шел с дипломатом... Зрелище для ненцев - незабываемое. Все равно, что их посетили пришельцы, которые теперь направляются к своей “тарелке”.

снегоболотоход бронто на заснеженных скалах

По пути к машине один из “пришельцев” думал: “Неужели мы сейчас сядем в кабину, включим отопитель, и поедем... а тундра при этом будет казаться чем-то нереальным... Хотя нереальным, скорее всего, должен быть сам автомобиль”. Но когда они поднялись на бугор, то увидели, насколько естественно эта машина вписалась в местный ландшафт. “Марш” был похож на мирно пасущегося оленя, ожидающего своих
седоков.

Через два часа после постоя в чуме они уже сидели в гостинице: один принимал душ, другой готовил ужин, а третий смотрел последние новости. Неужели всего несколько часов назад они были так далеко от цивилизации, а теперь, благодаря “Маршу”, вернулись в свой привычный мир?! Непостижимо!

В итоге этой поездки “Марш” оставили в Надыме и отправились в обратный путь. В следующем, 1997, году они снова вернутся сюда, чтобы продолжить начатый эксперимент.

Данная поездка не была просто путешествием ради любопытства. Это - новая веха в автомобилестроении! За подобными машинами - будущее. Во-первых, для них не надо строить дорог. Представьте себе: одна из глобальных российских проблем будет решена! Во-вторых, без этой техники не могут обойтись люди определенных профессий. Разработки в этих областях выйдут на новый уровень, улучшая благосостояние России! И, наконец, этот автомобиль щадит почву, т.е. благодаря . этому в ближайшем будущем он вытеснит гусеничные вездеходы. Мы сможем сохранить уникальные природные участки для наших потомков! К тому же, если заменить бензин на электричество - такой машине просто не будет равных!

Итак, начало было положено. Но самым трудным оказались не техническая сторона акции и суровые условия Севера, а попытка убедить людей в перспективности данной спецтехники. Все новое с трудом пробивает себе дорогу. Вспомним хотя бы “Фарман”. Мало кто увидел в нем начало эры авиации. Кто знает, может быть, именно “Марш” станет точкой отсчета для эры экологических вездеходов.

Ирина Корнилова

Видео