LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Саморазряд свинцовых аккумуляторных батарей

Саморазряд заключается в том, что вполне исправный и заряженный аккумулятор при длительном хранении постепенно теряет свой заряд.

динамика саморазряда аккумулятора

Рис. 6. Разрядные характеристики 6-вольтовоЙ стартерной аккумуляторной батареи типа З-СТ-70 Подольского аккумуляторного завода при различной температуре

Для стартерных аккумуляторных батарей скорость нормального саморазряда достигает 1—2% 1 их емкости в сутки, т. е. заряженная батарея, поставленная на хранение, через 50—100 дней может оказаться полностью разряженной. Поэтому при длительном хранении залитые электролитом и заряженные аккумуляторные батареи необходимо подзаряжать не реже одного раза в месяц. В противном случае батареи разрядятся и придут в негодность, т. е. замерзнут на морозе или засульфатируются летом или в теплом помещении.

Причины саморазряда

Одной из причин саморазряда является недостаточная чистота электролита и материалов, входящих в состав пластин батареи. Например, свинец, из которого изготовлены решетки аккумуляторных пластин, и активная масса могут содержать некоторое количество примесей. Если в отрицательной пластине имеется, например, частица меди (рис. 7), то образуется гальваническая пара — два разнородных металла, погруженных в электролит, т. е. получится маленький гальванический элемент, замкнутый сам на себя, причем медь будет его положительным полюсом, а свинец — отрицательным. Следовательно, в этом месте возникнет паразитный ток, который будет циркулировать от меди к свинцу и по жидкости обратно к меди и тем самым разряжать отрицательную пластину, т. е. превращать ее губчатый свинец в сернокислый свинец (PbS04).

Таким образом, в местах вкрапления примесей возникают «местные» гальванические пары и циркулируют паразитные токи, которые разряжают аккумулятор. Подобные примеси легко могут попасть в аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации. Например, брызги и пары серной кислоты вызывают на подходящих к батарее медных проводах образование солей, содержащих медный купорос (CuS04); частицы CuS04, попадая через отверстия в пробках в аккумулятор, растворяются в электролите и разлагаются электрическим током, причем медь (Cu) осаждается на отрицательной пластине.

Не только примеси, но и сама активная масса положительных пластин (PbOi) образует гальваническую пару с металлом свинцовой решетки (Рb), что также вызывает саморазряд. Кроме того, при длительном хранении аккумуляторной батареи серная кислота, имеющая больший удельный вес, чем вода, опускается на дно, поэтому нижняя часть пластин оказывается в более крепком электролите, и, следовательно, в нижней части пластин развивается большая э. д. е., чем в верхней; это вызывает местный выравнивающий ток, циркулирующий внутри самой батареи. Наконец, сурьма, которая прибавляется к свинцу при отливке решеток для придания им большей прочности, также увеличивает саморазряд.

саморазряд аккумулятора

Рис. 7. Схема образования местных гальванических пар в аккумуляторе

Борьба с саморазрядом.

Чтобы уменьшить саморазряд, при изготовлении батарей применяют возможно более чистые материалы, а в эксплуатации (при составлении и заливке электролита, зарядке батареи и т. п.) тщательно соблюдают чистоту, чтобы не занести в аккумуляторную батарею посторонних примесей.

Серная кислота, употребляемая для приготовления электролита, должна отвечать требованиям ГОСТ. Концентрированная серная кислота (92,94% H2SO4) должна содержать не более 0,012% железа.

Для приготовления электролита можно применять только дистиллированную воду, которая должна храниться в стеклянном, керамиковом или металлическом освинцованном сосуде. Металлические неосвинцованные сосуды применять не следует.

Чтобы не загрязнить электролит во время его приготовления и заливки, необходимо пользоваться только стеклянной, эбонитовой или свинцовой посудой, стеклянными, фаянсовыми или свинцовыми кружками, размешивать электролит стеклянной или чистой сухой деревянной палочкой и т. д. Нельзя пользоваться металлическими неосвинцованными сосудами, кружками, палочками. Чтобы предотвратить ожоги, причиняемые брызгами кислоты, следует всегда вливать ее в воду, а не наоборот.

При эксплуатации доливать в аккумуляторную батарею следует дистиллированную воду, так как при «кипении» аккумулятора улетучивается и испаряется только вода, а серная кислота остается в растворе. В крайних случаях допустимо пользоваться не дистиллированной водой, причем предпочтение нужно отдавать дождевой или снеговой, а затем уже речной воде.

Несоблюдение этих правил приводит к загрязнению электролита различными примесями, которые при зарядке осаждаются на пластинах и значительно увеличивают саморазряд батареи. Загрязненная аккумуляторная батарея самопроизвольно разряжается в течение нескольких дней или, даже часов. Признаком загрязнения батареи посторонними примесями служит также постоянное выделение газа («кипение») при выключенном токе, т. е. во время «отдыха» аккумуляторной батареи.

Саморазряд может значительно усилиться, когда поверхность батареи загрязнена или смочена водой либо электролитом. В таком случае ухудшается изоляция между полюсами батареи. Поэтому все инструкции по уходу за аккумуляторными батареями предписывают тщательно очищать и насухо вытирать поверхность крышек и заливочной мастики батареи и ее полюсные штыри.