LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Тормозя тормози. Тест зимних шин

(Читайте так же Тест зимних шин 2)

Этот тест продолжил серию зимних испытаний нивских покрышек. На сей раз задача была - выявить способности каждого конкурсанта к экстренному торможению на скользкой дороге.

Испытанию подверглись 9 покрышек, из которых два комплекта были И-511 — с шипами и без них. Для объективности получаемых результатов все замеры тормозного пути решено было провести на одной и той же Ниве, с одним экипажем.

Табл. 1. Характеристики тестированных покрышек

Покрышка Размер Тип Изготовитель Цена, $
Кама-515 215/70R16 радиальн. Нижнекамск 35
WD-Z2 215/70R16 радиальн. Бриджстоун 120
И—511 175/80R16 радиальн. Нижнекамск 40
Кама Флейм 205/70R16 радиальн. Нижнекамск 45
WD-DM01 175/80R16 радиальн. Бриджстоун 110
Вли-10 175/80R16 радиальн. Нижнекамск 30
Вли-5 6,95x16 диагон. Владимир 20
К-139 195/80R16 радиальн. Киров 40

Краткая справка

обозначения на маркировке зимней резины

Автомобиль — стандартная Нива ВАЗ21213, 1999 г.в., в отличном состоянии, с усиленной передней подвеской и с штурманским прибором «Тверь трип».

нива для проведения теста зимней резины

Экипаж — Александр Бегун (пилот) и Андрей Маслов (штурман). Ребята в таком составе уже приняли участие в нескольких любительских ралли, причем в одном одержали победу.


Фото 1. Тест-пилот Александр Бегун.

Группа технической поддержки: Алексей Бабанин, Михаил Борсов, Дмитрий Волненко, Анатолий Горелов, Елена и Дмитрий Дурдины, Алексей Ермолов, Сергей Соколов, Павел Эльбурих.

Фото 2-3. Группа технической поддержки при помощи подкатных домкратов быстро меняла колеса

Место испытаний. Заезды проводились на прямом длинном участке асфальтовой дороги, ведущей к промышленному объекту на севере Московской области. Асфальт был покрыт плотным слоем укатанного снега. После нескольких пробных заездов накат приобрел тонкую ледяную корочку, сохранявшуюся до конца тестов.

Суть мероприятия

Задачей экипажа было обеспечить торможение поочередно на всех испытуемых покрышках со скорости в 50 км/ч. Условия торможения решено было избрать с блокировкой колес. Что бы ни говорили любители книжных диспутов автоакадемиков на тему безопасного вождения, в экстремальной ситуации более 90% водителей не способны использовать какой-либо иной, более эффективный способ торможения. Цифра получена из беседы с инспекторами ГИБДД со стажем. Именно в 9 из 10 случаев оформленных протоколами аварий имеются следы торможения заблокированных колес. Не следует думать, что в оставшихся 10% аварий водители использовали импульсное, прерывистое торможение, либо ещё более эффективные способы остановить автомобиль. как. например, вращение вокруг вертикальной оси, притирка к препятствию и др. Большую часть этих 10% составляют случаи, когда водитель вообще не успел воспользоваться тормозами.

Люди, хотя бы приблизительно знакомые с ралли, знают, что используя штурманское оборудование, экипаж может двигаться абсолютно точно выдерживая скорость. Собственно, к этой задаче сводится движение на ДОПах—дополнительных участках, связывающих СУ — специальные участки. А перевод слова «ралли» означает соревнование на регулярность движения.

Контролировать скорость по обычному спидометру неудобно, да и точность его шкалы мала. На помощь приходит штурманский прибор - устройство с несколькими цифровыми индикаторами, подключаемое к датчику скорости. Для обеспечения точных показаний оно тарируется — автомобиль проезжает мерный участок известной длины, после чего при наличии разницы п показаниях в прибор вводится поправочный коэффициент. Так как пройденный автомобилем путь напрямую зависит от окружности его колес, то нам приходилось перед каждым новым тестом тарировать прибор — диаметры тестируемых покрышек были разными. Тарировка также позволяла разогреть очередной комплект, а по дороге с мерного участка — сделать несколько пробных торможений. И только после этого экипаж извещал о готовности к контрольным заездам и выезжал на начало разгонной прямой мерного участка

Проводили не менее 6 заездов для каждого комплекта шин для получения стабильных результатов. Результаты, при которых машину заносило или разворачивало в процессе торможения, не учитывались. Итоговым показателям являлось среднее арифметическое значений тормозного пути в метрах. Участок торможения и траектория вхождения на него были едины во всех заездах.

Как проходил контрольный заезд. Тестовая Нива выходила па прямой участок и разгонялась до 50 км/ч. Штурман контролировал скорость и одновременно давал команду на торможение, когда машина проходила створ начала мерного участка. По этой команде пилот быстро переводил КПП на нейтраль и до упора вдавливал педаль тормоза, блокируя колеса. Далее Нива двигалась юзом до полной остановки. При смещении автомобиля в сторону пилот корректировал его движение рулем, не отпуская педаль тормоза и не пользуясь двигателем.

Фото 4. Во время торможения машину нередко уводило в сторону, и пилот корректировал ее рулем, не отпуская педаль тормоза и не пользуясь двигателем


Фото 5. Ориентиром начала мерной зоны торможения для штурмана служила воткнутая в землю лопата рядом с длинной Нивой

От стартового створа была натянута измерительная лента на манер того, как это сделано на легкоатлетическом турнире вдоль ямы для прыжков в длину. Правда, «скользящий» прыжок контрольной Нивы был не на 17-19 метров, а подлиннее — в район полусотни, а то и больше. По остановке машины происходило определение

Фото 6. Елена участвует во всех тестах нашего журнала

Все заезды проходили в одном направлении, на одном и том же участке. Ветра во время тестов не было, температура воздуха практически не менялась.

Пребывая в плену стереотипов, мы не ожидали увидеть на пьедестале самые широкие покрышки...

А теперь вернемся к нашим конкурсантам. Общие данные об участвовавших в тесте покрышках приведены в табл. 1 (в начале).

Длина тормозного пути для различных покрышек со скорости 50 км/ч

сравнение длинны тормозного пути для разных шин

DM-Z2 и Кама-515

зимняя покрышка Кама 515 для Нивы

Кама-515

Цена 125$ и 40$. Этот широкий Бриджстоун частенько ставят на паркетники типа RAV4. Встает покрышка и на более узкий штатный нивский диск, хотя предпочтительнее использовать легкосплавной с увеличенной на пол-дюйма шириной. Кама-515, разработанная для газовских, имеет те же размеры при совершенно другом рисунке протектора. Приятно удивил состав покрышки отечественного производства — резина нарочито мягкая. Даже на морозе ее поверхность остается липкой.

зимние шины для нивы - сравнение бриджстоун и кама

Фото 7. Лидеры теста — Кама-515 и Бриджстоун WD Z2. Несмотря на одинаковую маркировку размеров, Кама меньше и шире. Возможно, это связано с тем, что «Бридж» смонтирован на более узком диске (штатном).

Признаться, пребывая в плену стереотипов, мы не допускали мысли увидеть на пьедестале самые широкие покрышки. Приходится признать как очевидный факт: широкие покрышки с качественной резиной уменьшают тормозной путь не только па сухом асфальте летом, по и на плотном обледенелом накате зимой. Машина на таких шинах тормозит достаточно ровно.

И-511 (без шипов и с шипами)

рисунок протектора зимней шины И-511

И-511

Ещё один неожиданный результат нашего испытания. Подбирая покрышки к тесту, мы вознамерились получить ответ на еще один интересующий многих вопрос. Это влияние шипов на тормозной путь. поэтому в тесте участвовало 2 комплекта И-511. На одном из них — умеренная заводская оциновка, чуть менее 100 шипов на колесо. И здесь неожиданность, удивившая всех, Тормозные свойства покрышек с шипами и без не отличаются! На дороге хорошо были видны линии, прочерченные шинами (фото 8), а машина скользит так же, как и на нешипованном аналоге! Возможно, что некоторое улучшение торможения типами нивелируется уменьшением площади контакта резины с дорогой в непосредственной близости от шипов.

следы от шипованной резины

Фото 8. Шипы резали лед. но торможение не улучшали...

В целом покрышка уступила лидерам немного, хотя пилот отмечал склонность к уводу с траектории и пробуксовку при разгоне. Нива на этих типах труднее контролируется рулем при торможении.

Кама Флейм

кама флейм

Кама-Флейм

Показала неплохой результат, немного уступив узкой И-511. На фоне ширины победителей (215 мм), ширина Камы Флейм (205 мм) не кажется избыточной. Как и п летнем тесте («Нива Клуб», №1/2000), экипаж отметил повышенную прыгучесть Нивы на этих покрышках. Увод с траектории при торможении нейтрализуется проще, чем в случае с И-511.

Покрышка показала вполне достойный для универсальной резины

Бриджстоун DM-01

резина бриджстоун для нивы

Бриджстоун WD-01

Этот Бриджстоун классического нивского размера немного нас разочаровал — все помнили его отличный результат в предыдущем тесте на разгон («Нива Клуб», №1(2)/2002). Более широким собратьям он уступил примерно 10%, а схожий по размеру И-511 -5%. Зато, в отличие от И-511. торможение было достаточно ровное, машину практически не приходилось контролировать рулем.

рисунок бриджстоун шины для нивы

Бриджстоун WD-2Z

Фото 9. След от протектора разогретого «Бриджстоуна», проплавленный после остановки автомобиля

Вли-10

зимняя резина ВЛИ-10

Вли-10

Эта штатная нивская «радиалка» тормозит, прямо скажем, неважно — 15% отставания от лидера. На этой резине нет ламелей, поэтому ее ошиповка должна улучшить тормозные свойства.

Вли-5

резина вли-5

Вли-5

Эта резина — символ Нивы. То, что в торможении Вли-5 не блещет, известно каждому. Оказалось, что в торможении ее плотный и неэластичный протектор работает совсем необычным образом. Обратите внимание на фото 10. Твердые грунтозацепы Вли-5 режут обледеневший накат, как фреза. Но проку от этого немного — 25% отставания от лидеров.

след от резины вли-5

Фото 10. Белая полоса со ступенькой — грунтовые зацепы Вли-5 буквально фрезеруют ледяную корку наката.

Диагональная конструкция этих шин, обеспечивающая отличную курсовую устойчивость и управляемость на бездорожье, в городских условиях зимой явно уступает более современным моделям.

Тем более удивительно слышать, что некоторые владельцы Нив и даже продавцы в автомагазинах называют эту резину «зимней».

К-139

резина к-139

К-139

Эти покрышки можно подарить на Новый год врагу. От тяжелой аварии одаряемого сможет спасти только чудо, или особо тонкое водительское чутье и постоянная осторожность. 30% отставания от лидера выводят покрышку из числа минимально пригодных для зимы.

Приведенное подробное описание наших испытаний позволяет достаточно полно представить это не слишком интересное и вообще-то достаточно монотонное мероприятие. Предыдущие наши тесты были значительно зрелищнее, эмоциональнее. Поэтому на этот раз мы не ждали каких-либо «околотестовых» событий, участниками которых часто оказывались люди, случайно оказавшиеся поблизости. Как правило, это были владельцы полноприводных машин других марок. Но к нашему удивлению, традиция сохранилась. Среди участников теста была серая «буханка» УA3-3741 на ярославской резине Я-409. Б паузах между заездами она сначала побарахталась в снежной целине, а затем начала носиться по тестовому участку и резко оттормаживаться. Поначалу это немного отвлекало от протоколов, смен колес и другой тестовой рутины, по вскоре к мельтешащему серому автомобилю и шороху его тормозов все привыкли. Однако скорости уазки все возрастали, и маневры становились все рискованнее. В один из моментов мы столпились у протоколов, анализируя предварительные результаты. Мимо нас в очередной раз проносится «буханка», и кто-то отчетливо говорит: «Когда-нибудь он все-таки навернется». Проходит буквально секунда-другая, и тот же голос спокойно произносит: «Он все таки сделал ЭТО». В самом конце нашего тормозного участка «буханка»—непоседа обрела покой, плюхнувшись с разворота на левый бок. А ее хозяин, вероятно служивший в мотострелках, поразил нас своим хладнокровием. Он не стал покидать поверженный уазик через правую дверь, подражая гордым танкистам генерала Роммеля. Герой пробрался через весь салон назад (это больше трех метров) и с умиротворенным лицом вышел через задний десантный люк. Он в «буханке» совмещен с распашной дверью. Улыбка героя—мотострелка развеяла наши опасения.

Одному из фотографов теста, Дмитрию Волненко, удалось заснять процесс переворота по кадрам .

Мы еще не успели поставить Уазик на колеса, как пришло новое тревожное сообщение. Один из активных нивоводов и постоянный участник многих клубных мероприятий попал на своей новой Ниве-2131 в аварию на кольцевой автодороге. Спешно собрав вещи, мы выехали к месту аварии.

   

По прибытии на место мы были поражены открывшейся картиной. Продольные габариты «пятерки», так некстати оказавшейся на пути нашего товарища, сократились почти на полметра. На Ниве слегка погнулся бампер и передняя панель. Но самое главное — хорошо видимые следы торможения юзом, идущие от Нивы и теряющиеся из виду, как инверсивные струп авиалайнера. Аналогии с только что проделанными испытаниями появились сразу. На Ниве — тестированные нами покрышки Кама Флеим. Можно ли было избежать печальных последствий этой аварии, если бы стояла резина с лучшими свойствами? Да, но самым радикальным средством было бы избрание большей дистанции — ведь даже самые лучшие покрышки сократили бы путь торможения лишь на 2—3 метра. Это снизило бы тяжесть повреждений, но не более.

Видео