LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Сравнение ВАЗ-21215 и ВАЗ-21219: почувствуйте разницу!

См. так же:
Разработка дизельной Нивы,
Обзор первой дизельной Нивы

Недавно, в Авторевю № 18.1993. мы рассказывали о наших испытаниях автомобиля ВАЗ-21215— Нивы с дизельным двигателем Peugeot. Мелкосерийный выпуск этой машины налажен АО Лада-Экспорт в подмосковном городе Чехове. Напомним, что автомобиль оставил у нас двойственное впечатление. Отчасти поэтому и возникла идея сравнить дизельную Ниву с серийным, «бензиновым» вариантом. Прошло совсем немного времени — и при содействии НТЦ Волжского автозавода такая возможность представилась: корреспондент АР отправился в Тольятти. Примечательно что образец сделанный в Тольятти, заметно отличается от автомобиля из Чехова.

СНАРУЖИ

Главное отличие дизельной Ннвы «по-тольяттински» от чеховского ВАЗ-21215 в том, что кузов у нее тот же, что и у хорошо знакомой «обычной» Нивы. Только при очень внимательном осмотре можно заметить: у дизельного варианта (в сочетании со «старым» кузовом он тоже имеет заводскую маркировку ВАЗ-21215, как и «чеховская» Нива) через облицовку радиатора видны два вентилятора системы охлаждения. Кроме того, на автомобиле установлена оригинальная защита масляного картера двигателя.

Предоставленная для теста бензиновая Нива и вовсе — двойник ВАЗ-2121, однако этот автомобиль с более внушительной «начинкой» в виде двигателя рабочим объемом 1700 куб. см., карбюратора Solex и бесконтактной системы зажигания. Такой вариант комплектации назвали ВАЗ-21219.

Два абсолютно одинаковых с виду автомобиля с базовыми версиями кузовов укомплектованы серийными шинами ВлИ-10 размерностью 175/80 R16.

ВНУТРИ

В интерьере двух джипов различий больше. Дизельный автомобиль, как мы уже отмечали в прошлом тесте, имеет новую переднюю панель и комбинацию приборов (аналогично ВАЗ-21099). Её подробное описание мы давали в отчете о тесте автомобиля ВАЗ-21215 из Чехова. поэтому останавливаться на этом не будем. Отметим еще раз одно — для джипа ее нужно адаптировать, в частности — изменить тарировку тахометра в соответствии с характеристиками дизеля.

А еще на тольяттинской дизельной Ниве стоят стандартные, «нивовские» сиденья, в то время как на автомобиле из Чехова — от ВАЗ-2108, только слегка перекроенные.

Панель приборов ВАЗ-21219 полностью, со всеми хорошо знакомыми достоинствами и недостатками, унаследована от старой Нивы.

И на дизельном, и на бензиновом вариантах крайне неудачно расположены клавиши управления вспомогательным оборудованием (вентилятор отопителя, обогрей заднего стекла, задний стеклоочиститель, габаритные огни). Мало того, что они «свалены в кучу», так вдобавок в поисках нужной клавиши приходится «нырять» под рулевое колесо. Отсутствует их подсветка, и в темное время вместо габаритов запросто можно включить, например. отопитель — или наоборот. Однако, по словам эргономистов ВАЗа, работы по доработке салона ведутся, так что будем Надеяться, что интерьер новых автомобилей 21213 и 21215 будет лучше.

В ДВИЖЕНИИ

Дизельный автомобиль сразу преподнес приятный сюрприз. Признаемся, после езды на Ниве из Чехова наши барабанные, перепонки как бы рефлекторно приготовились к обороне от шума. Оказывается, напрасно. С удивлением мы обнаружили, что автомобиль стал гораздо тише! Дело в том. что на предоставленной нам ранее машине из Чехова, как выяснилось. стояла обычная, «бензиновая» выпускная система. А на тольяттинской — специальная.

При работе двигателя на холостом ходу и включенном вентиляторе отопителя мотора почти не слышно, и лишь вибрация на рычаге переключения передач напоминает о дизельном «сердце» машины. Нет, шумы не исчезли. Просто их уровень перестал вызывать раздражение. Тем не менее, об окончательной виброакустической доводке салона говорить пока рано: будет установлена дополнительная шумоизоляция и, возможно, изменены характеристики эластичных опор силового агрегата.

Примечательно, что при температуре около нуля градусов холодный дизель Peugeot уверенно запускается даже без прогрева запальных свечей.

сравнение дизельной и обычной нивы на бездорожье

Одно из самых «гиблых» мест испытательной трассы.
Бензиновая Нива (вверху) преодолевает его на высоких оборотах ходом, тогда как на ВАЗ-21215 (внизу) предпочтительней ехать внатяг

Трогаемся. Нa этой дизельной Ниве все происходит плавно, без неприятного толчка в трансмиссии, который мы зафиксировали как недостаток в прошлом тесте. Крутящего момента дизеля хватает, чтобы уверенно тронуться и на холостых оборотах. Справедливости ради отметим, что и бензиновый 1.7-литровый мотор позволяет это делать, но в таком случае требуется очень нежно обращаться со сцеплением.

Выбираемся на дорогу и вливаемся в городской поток.

Вот и первые эксплуатационные различия. Непрогретый двигатель бензиновой Нивы протестует против нашей поспешности: автомобиль дергается при разгоне и очень вяло реагирует на нажатие педали газа. Дизель же ведет себя абсолютно нормально и позволяет, если это требуется, активно ехать сразу же после запуска.

Благодаря увеличенному рабочему объему двигателя, «бензиновый» ВАЗ-21219 стал заметно резвее. Особенно это чувствуется в городе, когда часто приходиться либо быстро сманеврировать, либо совершить обгон. Даже в Тольятти, где уже мало у кого вызывает удивление надпись Niva 1700 на задней дверце джипа, непривычная резвость этой машины в городском потоке не остается незамеченной. В какой-то мере это провоцирует водителя на более активный стиль езды, особенно если учитывать достоинства полного привода на скользком покрытии: в потоке машин Нива значительно уверенней остальных трогается с места.

Стиль езды на дизеле другой. Эта Нива заметно «тупее» и при интенсивном разгоне «упирается», заставляя водителя раньше переключаться на высшую передачу. Темпераментных водителей поначалу это может раздражать. однако привыкаешь довольно быстро. 3ато в пробках и заторах, да и просто при стесненном маневрировании нет. необходимости раскручивать мотор: на холостых оборотах достаточно лишь манипулировать педалью сцепления — двигатель не глохнет даже под нагрузкой. Если, к примеру, на ровном участке при скорости 25—30 км/ч включить на дизеле третью передачу и попытаться интенсивно разогнаться, то автомобиль укажет на ошибку сильной вибрацией кузова, но все же будет уверенно ехать на оборотах ниже средних.

Отклик на нажатие педали акселератора у дизельной машины вялый, «задумчивый». К тому же педаль лениво возвращается назад, что невольно накладывает отпечаток на стиль вождения. Из-за этого машина воспринимается как более ровная, спокойная, словом — для водителя с умеренным темпераментом.

Педаль акселератора на ВАЗ-21219 лете, податливее. и малейшее изменение ее положения моментально отражается на поведении машины. Еще и поэтому бензиновая Нива кажется более резкой и строптивой.

Желая проверить собственные ощущения, мы замерили усилия на педали акселератора обеих машин. Так. на бензиновом варианте оно составило 2.8—3,6 кг. а на дизеле 4,5—5 кг.

Выбираемся на загородное шоссе. Пробуя различные режимы движения, замечаем. что у дизельной машины появляется резонансная шумовая зона. Вне зависимости от включенной передачи, приходится она на скорость около 90 км/ч. Осталась вибрация и на полу, под левой ногой переднего пассажира. Однако все равно, даже на высоких скоростях, шумов значительно меньше, чем на ВАЗ-21215 из Чехова.

характеристики дизельной нивы    технические характеристики ваз-21219 нива

С точки зрения комфорта «бензиновый» ВАЗ-21219 мало чем отличается от обычной Нивы, так что подметить что-либо особенное не удалось.

Оба автомобиля уверенно держат скорость 110—120 км/ч. вот только диапазон использования пятой передачи у дизеля шире: уже с 50—60 км/ч машина подхватывает вполне уверенно, тогда как до включения пятой ВАЗ-21219 требуется разгонять до большей скорости.

А вот и место, ради которого мы выбирались за город. Покрытые мокрым и тяжелым осенним снегом холмы опоясывают широкий песчаный карьер. Как говорят автоспортсмены, «помойка». Съезжаем на еле заметную под снегом проселочную дорогу. На пологих уклонах оба автомобиля ведут себя практически одинаково. Тяги дизеля и бензинового двигателя вполне хватает для движения на третьей передаче со скоростью 30—40 км/ч. Желая разнообразить маршрут. чередуем движение по колее с маневрированием по снежной целине. Вспарывая колесами нетронутый снежный покров, более резвая машина с карбюраторным мотором выбрасывает из-под колес заметно больший шлейф снега н грязи, однако после падения скорости водитель вынужден переключаться на низшую передачу. Дизель здесь нетороплив, сдержан, и, что самое главное, гибок. Выбрав заранее передачу и умело управляя газом, можно двигаться не прикасаясь к рычагу переключения передач и по целине, и по уклонам. Правда, не так шустро. Несколько раз попов на дизельном автомобиле в глубокие лужи, мы выявили неприятную особенность: очень часто на один из шкивов попадает вода — и начинается проскальзывание приводного ремня. Сопровождается это противным продолжительным свистом.

На рыхлом снежно-песчаном грунте резвость карбюраторного двигателя дает дополнительные возможности в маневрировании: на второй передаче автомобиль можно развернуть практически на месте, достаточно лишь резко увеличить подачу топлива.

Впереди — затяжной скользкий подъем. Сначала пытаемся ходом одолеть холм на дизеле, включив блокировку межосевого дифференциала. Приблизительно в середине подъема от избытка тяги колеса срываются в пробуксовку, и автомобиль «зависает». Вторая попытка. На этот раз пробуем ехать внатяг. Нива довольно уверенно карабкается, однако уже почти на вершине ей не хватает сцепного веса — и попытка вновь оказывается неудачной. Пересаживаемся в бензиновый автомобиль. Разгоняемся. В тот момент, когда колеса вотвот начнут буксовать, уменьшаем подачу топлива и. «нащупав» сцепление с грунтом. вновь добавляем газ. Въехали. Отзывчивость карбюраторного мотора оказалась здесь как нельзя кстати. После серии экспериментов приходим, однако, к выводу, что в нашем случае проходимость автомобилей ограничивается главным образом сцепными свойствами шин ВлИ-10Г, которые слишком рано начинают проскальзывать.

Можно утверждать с высокой степенью достоверности, что комплектация Нивы шинами ВлИ-5, имеющими развитые грунтозацепы, существенно повысит и без того

незаурядные внедорожные качества тольяттинского джипа. Единственный спорный момент связан с движением по глубокому песку. Не исключено, что в песке грунте зацепы (на бензиновом варианте — особенно) окажут «медвежью услугу» в виде самозакапывания.

При форсировании песчаных уступов вновь обращают на себя внимание различные усилия на педалях газа. При прыжках и попытках преодолеть препятствия ходом сложно удержать требуемую тягу на бензиновом автомобиле — нога «пляшет», ее приходится держать практически на весу. Такая гимнастика сильно отвлекает, особенно при отсутствии достаточного опыта. В то же время в критический момент, резко «пришпорив» машину, можно выйти победителем из такой ситуации. где дизель был бы обречен.

При езде по рельефному бездорожью, когда определяющим фактором проходимости являются углы съезда и въезда, водитель Нивы рискует оторвать номерной знак (это видно на фотографии на этой странице): точки его крепления расположены так, что нижняя кромка номера часто цепляется за грунт.

Характерно ведут себя автомобили в глубоком, влажном песке. Сопротивление качению шин настолько велико. что переключать передачи приходится очень быстро. На бензиновом автомобиле для этого требуются значительно более высокие обороты: при выключении сцепления Нива останавливается в буквальном смысле как вкопанная, а крутящего момента бензинового мотора «на низах» уже не хватает. Так что с дизелем в этих условиях проще.

ПОПРОБУЕМ ПОДВЕСТИ ИТОГ

Очевидно, что при езде по сильно пересеченной местности бензиновый автомобиль ВАЗ-21219 потребует от водителя большего внимания, навыка. умения и... смелости. Да, да — именно смелость и решительность водителя в сочетании с запасом мощности двигателя очень часто выручала нас в сложных ситуациях. Вполне возможно, что техника управления популярным российским джипом на бездорожье послужит темой для отдельной публикации, ибо подавляющее большинство владельцев Ннвы вряд ли знает истинные возможности этого автомобиля, которые очень убедительно продемонстрировали нам вазовские профессионалы.

Нива в дизельном исполнении — автомобиль более ровный, простой в управлении и способный сглаживать многие ошибки водителя. Это хорошая рабочая лошадь со спокойным, даже «деревенским»» характером. Безусловно, такой автомобиль должен комплектоваться специальными шинами, которые позволяли бы в полной мере использовать тяговые характеристики дизеля.

Словом, разница есть. Но точку в разговоре об оценочных испытаниях российских внедорожников ставить рано: мы надеемся провести серию пробеговых тестов еще нескольких автомобилей. Возможно. это будут опять Нивы, но в тех вариантах комплектации и исполнениях, о которых наш читатель еще не знает.

P.S. Редакция Авторевю благодарит специалистов НТЦ Волжского автозавода за помощь в организации и проведении теста.

К.СОРОКИН

Видео