Выбор подержанной ЛАДА 4x4: с 2006 года. Плюсы и минусы
Шумная, ломающаяся, прожорливая, всего три двери. Но на вторичке не залеживается, и тому есть причины.
Шедевр советского автомобилестроения с 1977 года назывался ВАЗ-2121 Нива, в 2006-м получил безликое имя 4x4. Пережил множество модернизаций (обычно пакетами каждые два-три года) и обновлений. Из дюжины модификаций самая востребованная - ВАЗ-2131 с пятидверным кузовом. Он длиннее на 500 мм: намного больше полезного объема (багажник 420 л. против 265 л. у трехдверки), но у длинной машины хуже проходимость.
Капот открывается в «неправильную» сторону, запаска обитает в моторном отсеке - это экономит объем багажника.
Но он всё равно слишком тесен.
ПЛЮСЫ
- Самый дешевый автомобиль с постоянным полным приводом.
- Выдающаяся энергоемкость подвески, высокие способности на бездорожье.
- Прост в ремонте, запчасти есть везде.
МИНУСЫ
- Нестабильное качество сборки, многих комплектующих и запчастей.
- Недостаток мощности и динамики, управляемость прошлого века.
- Спартанское оснащение, устаревшая эргономика.
Восьмиклапанный двигатель ВАЗ-2121 (79-83 л.с.) в 1994-м получил увеличенный объем 1,69 л и систему впрыска. Позже его многократно дорабатывали, в том числе под экологические нормы. Его же применяли на пятидверке Chevrolet Niva.
Ресурс цепи привода ГРМ около 100000 км, но при везении она может пережить мотор - предел оценивают в 150000 км. Сам двигатель прост и ремонтопригоден.
Основные недостатки: шумный, прожорливый, склонен к масложору и перегреву (из-за капризов термостата), часты производственные дефекты у различных элементов. Распространенные источники посторонних шумов: водяной насос, гидрокомпенсаторы, коренные и шатунные подшипники.
Единственная механическая коробка тоже постоянно дорабатывалась, а пятую ступень обрела в 1995 году. Глубокую модернизацию прошла в 2013-м (индекс 21214М), но сохранила многие врожденные недостатки: шумность, вибрации, течи сальников. Требует постоянного контроля уровня масла. При жестких режимах эксплуатации готовьтесь чинить коробку каждые 25-30 тысяч км.
В 2009 году завод повысил качество и ресурс многих компонентов полноприводной трансмиссии: внедрено новое сцепление Valeo, усилена демпферная пружина, раздаточную коробку снабдили улучшенной вентиляцией картера, заменили материалы различных уплотнителей, ввели более строгие требования к производству карданных валов и т.д. К сожалению, доработки не коснулись механической части древней раздатки - к её гулу, вибрациям и непредсказуемому ресурсу всегда было много нареканий.
Раздатка позволяет включать пониженную передачу и блокировать межосевой дифференциал.
В 2016 году завод модернизировал а подвеску по двенадцати позициям, заменив, в частности, требовавшие регулировки ступичные подшипники необслуживаемыми. Стало лучше, но в целом подвеске по-прежнему нужна переборка каждые 40-50 тысяч км. В числе слабых мест - пружины и амортизаторы, сайлентблоки, шаровые опоры. Невелик ресурс расходников тормозной системы.
Одной из вечных болячек остаются течи антифриза через различные соединения, краник печки или из помпы. Расширительный бачок недостаточно прочный.
То же и с течами масла - текут двигатель и все узлы трансмиссии, а замена сальников помогает лишь на некоторое время.
Ещё один неизле-ченный недуг - слабые уплотнители проемов салона пропускают влагу. Лечится установкой на герметик.
Внезапные отказы важных агрегатов при небольших пробегах редки. Зато в любой момент может «накрыться» что-нибудь по мелочи: например, моторчики стеклоочистителей или вентиляции салона.
Самое массовое предложение на вторичке: ВАЗ-2121
Ориентировочные цены на вторичном рынке, тыс. руб.
Автор Сергей Зиновьев, Источник журнал За Рулём