LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Принудительная блокировка дифференциалов  


10.1. БЛОКИРОВКА МЕЖКОЛЕСНЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ

Для того чтобы использовать полное сцепление ведущих колес, когда \ii ^ в ведущих мостах иногда применяют устройства, препятствующие движению звеньев дифференциала, вследствие чего связанные полуоси представляют собой одну нераздельную ось. Блокировка дифференциала может быть обеспечена кулачковой или зубчатой муфтой (рис. 3.156), а также штифтом (рис. 3.157). На рис. 3.156 показано устройство принудительной блокировки дифференциалов задних мостов автомобилей.

Автомобиль «Татра 111». Внутри корпуса 3 дифференциала установлена зубчатая муфта 5, связанная поводком 13 с подвижной муфтой 1. При блокировке диференциала зубчатая муфта 5 входит в зацепление с солнечной шестерней дифференциала. Включение блокирующего устройства дифференциала осуществляется вручную из кабины водителя. При блокировании дифференциала рычаг следует удерживать во включенном положении. Выключение блокирующего устройства осуществляется усилием пружин после освобождения рычага.

На рис. 3.157 показано устройство блокировки конического дифференциала посредством штифтов. Перемещение блокирующего уст-

ройства может осуществляться не только механическим способом, но и пневматическим, электропневматическим или гидравлическим. Пневматическое и электропневматическое (или электровакуумное) блокирующее устройство применяется в автомобилях «Хэншель #S8-125», «Заурер 2М», «Мерседес-Бенц» моделей 337, 327, 322 и др. В автомобилях «Татра-137» и «Татра-138» применен электропневматический привод механизма блокировки, включаемый клавишей. Дифференциал остается заблокированным до тех пор, пока водитель нажимает на клавишу. После преодоления автомобилем трудного участка пути достаточно освободить клавишу, и механизм блокировки автоматически выключится. Такая конструкция механизма блокировки предотвращает движение автомобиля с заблокированным дифференциалом по дорогам с высоким коэффициентом сцепления.

Симметричные дифференциалы, оснащенные блокирующими устройствами, позволяют добиться следующего:

устранить недостатки дифференциала, связанные с нежелательным распределением крутящих моментов по полуосям;

двигаться автомобилю в случае полной потери одним из колес сцепления с дорогой;

унифицировать элементы дифференциала автомобиля высокой проходимости с дифференциалом обычного автомобиля.

Недостатками рассматриваемых дифференциалов являются следующие: Рис. 3.156. Устройство блокировки цилиндрического дифференциала (с помощью зубчатой муфты) автомобиля «Татра 111»:

1 — подвижная муфта; 2 — вилка; 3 — корпус дифференциала; 4 — гайка; 5 — зубчатая муфта; 6 — стопор оси сателлита; 7—сателлит; 8 — ось сателлита; 9 — солнечная шестерня; 10 — вал конических шестерен; 11 —вал привода заднего моста; 12 — стопор зубчатой муфты; 13 — поводок зубчатой муфты; 14 — опорное кольцо; 15 — ступица корпуса дифференциала

отсутствие автоматичности действия \ вследствие чего эффект блокировки зависит от привычек и квалификации водителя; кроме того, блокировка затрудняет управление автомобилем;

Рис. 3.157. Устройство блокировки конического дифференциала (с помощью штифта) грузового автомобиля

необходимость переделки корпуса дифференциала длй размещения блокирующего устройства;

появление при блокировке больших напряжений, что требует соответствующего усиления полуосей.

10.2. УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ МЕЖОСЕВЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛАМИ

В случае применения обычных дифференциалов малого трения блокировка дифференциала требуется при движении в тяжелых дорожных условиях. Блокировка осуществляется принудительно или автоматически. Принудительная блокировка межосевых дифференциалов имеет те же недостатки, что и блокировка межколесных, а именно: блокировка дифференциала при движении по улучшенной поверхности отрицательно влияет на трансмиссию даже в случае правильного подбора шин и нормальной нагрузки на ось. Блокировка дифференциала при буксовании или повороте вызывает повреждение межосевого дифференциала.

Блокировка дифференциала с помощью кулачковой муфты. Конструктивное выполнение блокировки межосевого дифференциала с помощью кулачковой муфты применено в проходном приводе мостов «Киркстолл» и показано на рис. 8.18, а. Блокировка может производиться вручную или с помощью пневматического вспомогательного устройства. Показанная • конструкция блокировочного механизма характеризуется простотой и низкой стоимостью изготовления, однако имеет недостаток, заключающийся в том, что иногда блокировка происходит с опозданием, что в определенных условиях может привести к скручиванию проходного вала промежуточного моста.

Блокировка дифференциала «Киркстолл» с помощью дисковой муфты. В целях устранения упомянутых недостатков блокировочного устройства с кулачковой муфтой фирма «Киркстолл» использовала для блокировки дифференциала многодисковые муфты (см. рис. 8.18, б). Это позволило добиться требуемого и своевременного блокирования.

Муфта содержит 23 диска: 12 ведущих дисков выполнено из фосфористой бронзы, а И установленных поочередно с ведомыми дисками — из обычной рессорной углеродистой стали. Для центрального элемента муфты, образующего ведомую часть, применена легированная хромо-никель-молибденовая сталь, подвергнутая термообработке. На наружном диаметре центрального элемента муфты и в ведомых дисках выполнено 16 шлицев с эвольвентным профилем, подобным шлицам ведущего элемента. Между торцом центрального элемента и последним диском муфты находится стальное закаленное опорное кольцо.

В отверстии центрального элемента нарезано 16 внутренних шлицев, а также в отверстии передней выходной шестерни дифференциала. Шлицы обоих элементов посажены с зазором на шлицы проходного вала. На конце проходного вала находится большая опор-

ная гайка из закаленной стали, зафиксированная путем кернения. Осевое перемещение проходного вала вперед вызывает осевую силу на центральном элементе муфты и в дисках, что приводит к блокировке дифференциала. Движение назад, наоборот, освобождает диски и восстанавливает нормальную работу дифференциала. Блокировка осуществляется с помощью вспомогательной пневматической системы.

Блокировочное устройство автомобиля «Берли». Интересная конструкция задних ведущих мостов была применена для повышения сцепления в 1964 г. в тяжелом автомобиле «Берли», предназначенном для транспортировки аварийных автомобилей. Этот автомобиль имеет привод на все колеса, причем привод на передние колеса включается и выключается вручную. На рис. 3.158 показан привод двух задних ведущих мостов. Здесь применены только два дифференциала, а для подвода крутящего момента к главной передаче включен тормоз У, который предотвращает относительное движение задних колес. Включение тормоза вызывает блокировку правых или левых ведущих колес, что позволяет улучшить сцепление и вывести автомобиль с трудного участка пути.

Блокировочное устройство фирмы «Деннис браз». В последние годы производство блокировочных устройств постоянно возрастает; они предлагаются как для одиночных мостов, так и для межосевого дифференциала. Здесь заслуживают внимания устройства, позволяющие транспортным средствам выходить с трудных участков местности, которые изготовляются фирмой «Деннис браз». Это простое устройство состоит из двух малых валов, расположенных на концах большого вала. Когда эти валы сильно прижимаются к шинам, между колесами автомобиля, устанавливается связь, и тогда транспортное средство само в состоянии выехать с тяжелого участка местности. Очевидно, что малые валы должны своевременно отводиться от шин, так как в противном случае шины могут повредиться или возникнуть трудности с управлением автомобиля.

Рис. 3.158. Схема привода двух задних ведущих мостов грузового автомобиля большой грузоподъемности «Берли» (Berliet):

1 — тормоз