LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision Стивом Маттином

Для начала вы могли бы поделить существующие на рынке внедорожники на красивые и некрасивые?

- Вряд ли, потому что сложно использовать только две эти категории. Есть машины, которые хорошо смотрятся, у других мощный облик, а есть автомобили с утилитарной внешностью. Или можно выразиться иначе - есть нейтральные, страшненькие и модные. Процент красивых невелик. Основная масса, я бы сказал, нейтральные.

дизайн нива vision

То есть, как говорят в России, ни рыба ни мясо?

- Ну почему, это просто нормальные машины, но они не вызывают сильных эмоций и не переворачивают что-то внутри вас.

Одним словом, никакие... А какая модель, по-вашему, является эталоном уродства?

- Я бы не хотел оценивать другие бренды.

Ладно, спрошу иначе. Например, одна известная японская марка за всю свою историю не создала, по моему мнению, ни одной красивой машины. Откуда такое пренебрежение к дизайну?

- Причин несколько. Прежде всего, как я думаю, это не является частью философии бренда. К примеру, у LADA десять лет назад тоже не было приоритета дизайна. Кроме того, большую роль играют люди, которые работают на марку, их желание и способность передавать атрибуты бренда. Однако бывает и так, что клиенты компании просто не обращают внимание на дизайн. Им это не нужно.

Клиентам АвтоВАЗа раньше тоже было наплевать на красоту, однако теперь всё изменилось. И сейчас, как вы сказали, дизайн является определяющей причиной при покупке ваших автомобилей. Почему вы это сделали, а японцы всё ещё игнорируют?

- Спросите у японцев.

Но вы как-то сказали, что часто общаетесь с другими дизайнерами, у вас тесный круг, почему бы не намекнуть при встрече, мол, приятель, что за ерунду ты рисуешь?

- А вы думаете, я должен это делать? В нашем бизнесе не принято критиковать работу друг друга.
Если кто-то сделает действительно крутую машину, я говорю: «О, это здорово!» Но давать советы я не стану. К тому же мы конкуренты, и я не хочу, чтобы мои соперники делали лучше.

Поговорим о премиальных марках. Сколько в их облике желания угодить вкусам клиентов из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока?

- У разных компаний - разные подходы. Есть марки со специфичной ДНК. которая привлекательна везде, независимо от рынка. Их. кстати, постоянно клонируют в Китае, как тот же Range Rover Evoque. Но есть и другие, которые изначально создают продукты с учётом китайского потребителя. В любом случае более привлекательными оказываются компании, имеющие устойчивый имидж. Если у вас нет реноме, вам труднее понравиться.

lada 4x4 vision нива

Ну а когда вы работали на Mercedes, вам говорили: сделай так, чтобы это продавалось в Китае.

- Тогда китайский рынок не был таким огромным, поэтому нет, не говорили. Многое изменилось за последние 15 лет. Сейчас у европейских производителей свои дизайн-студии в Китае, но они не так часто делают модели под определённый рынок. Наоборот, многие создают глобальную модель, которую можно продавать по всему миру.

Что вы думаете, глядя на современные премиальные автомобили — это красиво или это для нуворишей?

- Премиум - особая история, в которой важнее всего сила бренда. Возьмём немецкую тройку... Абсолютно не важно, как выглядят их машины, люди всё равно их купят. Кроме того, у премиум-сегмента всегда продвинутая начинка, которой нет в эконом-классе. Клиенты готовы за это платить. Таким образом, определяющими факторами при покупке являются мощь бренда и оснащение. Дизайн оказывается на третьем месте. Если автомобиль стоит в пять раз дороже, это не значит, что он в пять раз красивее. Дизайн и деньги - разные вещи. Дизайн - это игра с пропорциями.

Странно играют с пропорциями немцы.
Они словно хотят, чтобы их автомобиль выглядел надменно. Вы чувствуете, что в последние годы цинизма в премиуме стало значительно больше?

- И да и нет. Это зависит от конкретной машины. Думаю, проблема премиальных брендов в другом. Они как бы замедляются в своём развитии. Слишком многое связывает их с корнями, они не в силах от них оторваться. А вот мы в LADA свободны от любых ограничений.

А бывает, что вы заходите в ресторан и, посмотрев на интерьер, говорите: «О, нет! Здесь я точно есть не буду!»

- Да, конечно, атмосфера важна. Она влияет на вкус еды. Пить вино в тесном полутёмном баре или на лужайке рядом с виноградником - совсем не одно и то же. Могу сказать, что обстановка вокруг оказывает на дизайнера гораздо больше влияния, чем, например, на бухгалтера. Профессия даёт о себе знать. Дизайнеры всегда считывают визуальную информацию и запоминают её. В любой момент может появиться новая идея. Иногда я сижу на какой-нибудь встрече, и моя рука сама начинает рисовать. Я ей не командую.

Когда и что вдохновляло вас при создании автомобиля? Можете привести пример конкретной модели?

- Когда я работал над Volvo S60, я жил в Швеции, почти на самом побережье. И вдохновение пришло от морского берега. Я нарисовал необычную подоконную линию, она словно появилась из воды. Это пример того, когда вы попадаете в новую среду и начинаете считывать вещи, которые на других не действуют. (Отвечая на вопрос, Стив набросал на листе контур автомобиля, и я спросил, могу ли продать его китайцам. Но он ответил, что, скорее всего, я опоздал и они уже это использовали.)

Вы живёте на два города. Не тяжело постоянно ездить туда-обратно?

- Три дня в неделю я в Тольятти и два в Москве.
В столице интереснее, потому что здесь всегда что-то происходит, но и Тольятти - прекрасное место. Особенно если вы хотите спокойствия или черпать вдохновение в природе. Там можно изолироваться от мира, и никто не нарушит вашего уединения.
Но всё равно тянет в Москву. Я люблю местную культуру. Хожу по музеям, галереям, гуляю по улицам, рассматриваю автомобили, одежду людей, витрины магазинов.

Концепт будущего внедорожника, созданный вами, прекрасен. Ваш образ жизни как-то отразился в проекте LADA 4x4 Vision?

- Часть ДНК бренда LADA связана с идеей контрастов. Тольятти и Москва - это как белое и чёрное, как зима и лето, север и юг... Посмотрите на боковину Vision - здесь тоже очевиден контраст между средней и передней частями. Я намеренно привнёс контраст в дизайн, потому что с ним связан мой опыт в России. Решение нашлось между абсолютным спокойствием в средней части и эмоциональностью на передней и задней штамповках. Это было сложно! Фактически пришлось сломать правила дизайна. Ведь по традиции боковая линия должна идти через весь кузов, но мы нашли свой язык, и он уникален. Он принадлежит только марке LADA.

Удивительно, что китайцы со своими деньгами так и не смогли сделать ничего подобного. Больше того, сидя на миллиардах, они копируют LADA Vesta.

- Здесь важна идея. Иногда она простая, иногда сложная, но примитивно взять и повторить её невозможно. Это будет выглядеть ужасно - неправильные углы, формы, пропорции...

И всё-таки почему китайцам не помогают деньги? Они так и не создали автомобиль, который был бы успешен на мировом рынке или хотя бы поразил своим внешним видом.

- Всё впереди. Я думаю они переживают что-то вроде переходного периода. К примеру, половина команды дизайнеров Geely сегодня из Volvo, весь топ-менеджмент Geely из Volvo. Они пока перенимают опыт.

Но сами китайцы предпочитают европейские марки.

- Пока они больше доверяют европейцам, но китайские бренды сильно растут.

Вы знаете, чем похожи Московский Кремль и АвтоВАЗ? В XV веке пригласили итальянцев, и они построили нижнюю часть кремлёвских башен, после, уже в XVII веке, английский архитектор достроил верхние шатры, а сегодня это эталон русской архитектуры и красоты, признанный всеми национальный шедевр. АвтоВАЗ — изначально итальянский проект, вы — англичанин.

- Ну есть и отличия. Например, мы не сохранили в дизайне LADA итальянскую основу, а у Кремля она осталась. Мы начали с чистого листа.

Однако в концепте LADA 4x4 Vision хорошо просматривается старая ДНК.

- LADA 4x4 - особенный автомобиль. Это икона бренда. Поэтому мы оставили её родовые черты: горизонтальный капот, вертикальное лобовое стекло, узнаваемый угол наклона задней стойки... Во времена когда в СССР появилась «Нива», сегмент SUV был довольно узким. Внедорожники покупали только те, кому они были действительно нужны. Сегодня ситуация изменилась, и для многих SUV стал отражением статуса, для других - типом машины, в которой они чувствуют себя более защищёнными. Именно поэтому мы ищем баланс между прошлым и будущим, чтобы вписать нашу икону в современность.

В чём главное отличие концепта LADA 4x4 Vision от Vesta?

- При создании «Весты» мы делали упор на более плавные линии, а в концепте Vision больше резких архитектурных форм. Это подчёркивает наше разнообразие и способность вписать фирменный стиль в разные типы автомобиля.

Дизайнер, нарисовавший Dodge RAM, говорил, что внешностью своего пикапа хочет ткнуть пальцем в грудь каждого встречного. Есть ли слова, которые определяют концепцию будущего внедорожника из Тольятти?

- Мощный, сильный, мускулистый, уверенно стоящий на ногах, энергичный, экспрессивный. В современном мире очень мало брендов, чью принадлежность вы сможете определить, удалившись на сотню метров, но наш концепт узнаваем с любого ракурса и расстояния. Он прекрасно впишется в московский пейзаж и сможет уверенно парковаться рядом с Range Rover. При этом он выдержит и жёсткую эксплуатацию где-нибудь в Сибири. Я сейчас не о технической начинке, это не моя специализация, а исключительно о том, что отражено во внешности.

В вашей команде, как известно, только российские дизайнеры. Чем отличаются наши специалисты от иностранных?

- У иностранцев больше опыта, они чаще путешествуют, работают в разных местах. Местные дизайнеры имеют только российский опыт, но они готовы учиться и развиваться. Я поражаюсь, когда вижу, какое количество идей может выдать наш небольшой коллектив! Помогает и то, что у нас нет сложной структуры менеджмента. Мы работаем бок о бок, и результат зависит только от таланта, а не от политики.

Что значит «от политики»?

- В других компаниях случается, что люди получают какие-то проекты, потому что у них хорошие отношения с менеджментом - у нас важны только идеи.

Москва — третий город в мире по объёму каршеринга...

- Мне кажется, скоро он станет вторым.

Я к тому, что, если автомобиль не твой, тебе не важно, как он выглядит. Каршерингу нс нужен дизайн. А ведь это наше будущее. Вы не боитесь потерять работу?

- Я не согласен. Многие берут в каршеринге те модели, которые они не в состоянии приобрести, но хотели бы попробовать. Поэтому никакой угрозы исчезновения профессии я не вижу. К тому же пока каршеринг работает только в определённых местах и оправдан лишь при ограниченных поездках на небольшие расстояния.

Ещё десять лет назад все телефоны были разными, а сейчас их не отличить. Думаете, с автомобилями произойдёт то же самое?

- Вряд ли. Когда я работал на Mercedes, у компании было примерно десять версий моделей в линейке, а сейчас их в пять раз больше. Всегда будут те, кто хочет выделиться.

Каким будет автомобиль через двадцать лет? Задайте хотя бы общее направление.

- Найти подход к каждому человеку, вызвать у него ответную реакцию - это задача будущего. Кстати, наша марка довольно близка к этому. Посмотрите на современные концепты - у многих из них вы не найдёте связей с родительским брендом. Так они теряют возможность диалога с клиентом, с каждым человеком в отдельности. У нас же всегда чётко прослеживается ДНК. Именно это позволяет нам уверенно двигаться вперёд.

Вы так много говорите об индивидуальности, однако есть мнение, что в будущем останется только общественный транспорт. Он уничтожит индивидуальные средства передвижения.

- В будущем у нас не будет какого-то одного типа автомобиля, потому что общественный транспорт не может быть доступен везде. На бездорожье уж точно. Поэтому машины, созданные для специфических видов покрытий, останутся востребованными, и у SUV точно есть будущее. Общественный транспорт не победит весь остальной. По крайней мере мне бы этого не хотелось.

Д. Леонтьев, журнал 4x4 Club