Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision Стивом Маттином
Для начала вы могли бы поделить существующие на рынке внедорожники на красивые и некрасивые?
- Вряд ли, потому что сложно использовать только две эти категории. Есть машины, которые хорошо смотрятся, у других мощный облик, а есть автомобили с утилитарной внешностью. Или можно выразиться иначе - есть нейтральные, страшненькие и модные. Процент красивых невелик. Основная масса, я бы сказал, нейтральные.
То есть, как говорят в России, ни рыба ни мясо?
- Ну почему, это просто нормальные машины, но они не вызывают сильных эмоций и не переворачивают что-то внутри вас.
Одним словом, никакие... А какая модель, по-вашему, является эталоном уродства?
- Я бы не хотел оценивать другие бренды.
Ладно, спрошу иначе. Например, одна известная японская марка за всю свою историю не создала, по моему мнению, ни одной красивой машины. Откуда такое пренебрежение к дизайну?
- Причин несколько. Прежде всего, как я думаю, это не является частью философии бренда. К примеру, у LADA десять лет назад тоже не было приоритета дизайна. Кроме того, большую роль играют люди, которые работают на марку, их желание и способность передавать атрибуты бренда. Однако бывает и так, что клиенты компании просто не обращают внимание на дизайн. Им это не нужно.
Клиентам АвтоВАЗа раньше тоже было наплевать на красоту, однако теперь всё изменилось. И сейчас, как вы сказали, дизайн является определяющей причиной при покупке ваших автомобилей. Почему вы это сделали, а японцы всё ещё игнорируют?
- Спросите у японцев.
Но вы как-то сказали, что часто общаетесь с другими дизайнерами, у вас тесный круг, почему бы не намекнуть при встрече, мол, приятель, что за ерунду ты рисуешь?
- А вы думаете, я должен это делать? В нашем бизнесе не принято критиковать работу друг друга.
Если кто-то сделает действительно крутую машину, я говорю: «О, это здорово!» Но давать советы я не стану. К тому же мы конкуренты, и я не хочу, чтобы мои соперники делали лучше.
Поговорим о премиальных марках. Сколько в их облике желания угодить вкусам клиентов из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока?
- У разных компаний - разные подходы. Есть марки со специфичной ДНК. которая привлекательна везде, независимо от рынка. Их. кстати, постоянно клонируют в Китае, как тот же Range Rover Evoque. Но есть и другие, которые изначально создают продукты с учётом китайского потребителя. В любом случае более привлекательными оказываются компании, имеющие устойчивый имидж. Если у вас нет реноме, вам труднее понравиться.
Ну а когда вы работали на Mercedes, вам говорили: сделай так, чтобы это продавалось в Китае.
- Тогда китайский рынок не был таким огромным, поэтому нет, не говорили. Многое изменилось за последние 15 лет. Сейчас у европейских производителей свои дизайн-студии в Китае, но они не так часто делают модели под определённый рынок. Наоборот, многие создают глобальную модель, которую можно продавать по всему миру.
Что вы думаете, глядя на современные премиальные автомобили — это красиво или это для нуворишей?
- Премиум - особая история, в которой важнее всего сила бренда. Возьмём немецкую тройку... Абсолютно не важно, как выглядят их машины, люди всё равно их купят. Кроме того, у премиум-сегмента всегда продвинутая начинка, которой нет в эконом-классе. Клиенты готовы за это платить. Таким образом, определяющими факторами при покупке являются мощь бренда и оснащение. Дизайн оказывается на третьем месте. Если автомобиль стоит в пять раз дороже, это не значит, что он в пять раз красивее. Дизайн и деньги - разные вещи. Дизайн - это игра с пропорциями.
Странно играют с пропорциями немцы.
Они словно хотят, чтобы их автомобиль выглядел надменно. Вы чувствуете, что в последние годы цинизма в премиуме стало значительно больше?
- И да и нет. Это зависит от конкретной машины. Думаю, проблема премиальных брендов в другом. Они как бы замедляются в своём развитии. Слишком многое связывает их с корнями, они не в силах от них оторваться. А вот мы в LADA свободны от любых ограничений.
А бывает, что вы заходите в ресторан и, посмотрев на интерьер, говорите: «О, нет! Здесь я точно есть не буду!»
- Да, конечно, атмосфера важна. Она влияет на вкус еды. Пить вино в тесном полутёмном баре или на лужайке рядом с виноградником - совсем не одно и то же. Могу сказать, что обстановка вокруг оказывает на дизайнера гораздо больше влияния, чем, например, на бухгалтера. Профессия даёт о себе знать. Дизайнеры всегда считывают визуальную информацию и запоминают её. В любой момент может появиться новая идея. Иногда я сижу на какой-нибудь встрече, и моя рука сама начинает рисовать. Я ей не командую.
Когда и что вдохновляло вас при создании автомобиля? Можете привести пример конкретной модели?
- Когда я работал над Volvo S60, я жил в Швеции, почти на самом побережье. И вдохновение пришло от морского берега. Я нарисовал необычную подоконную линию, она словно появилась из воды. Это пример того, когда вы попадаете в новую среду и начинаете считывать вещи, которые на других не действуют. (Отвечая на вопрос, Стив набросал на листе контур автомобиля, и я спросил, могу ли продать его китайцам. Но он ответил, что, скорее всего, я опоздал и они уже это использовали.)
Вы живёте на два города. Не тяжело постоянно ездить туда-обратно?
- Три дня в неделю я в Тольятти и два в Москве.
В столице интереснее, потому что здесь всегда что-то происходит, но и Тольятти - прекрасное место. Особенно если вы хотите спокойствия или черпать вдохновение в природе. Там можно изолироваться от мира, и никто не нарушит вашего уединения.
Но всё равно тянет в Москву. Я люблю местную культуру. Хожу по музеям, галереям, гуляю по улицам, рассматриваю автомобили, одежду людей, витрины магазинов.
Концепт будущего внедорожника, созданный вами, прекрасен. Ваш образ жизни как-то отразился в проекте LADA 4x4 Vision?
- Часть ДНК бренда LADA связана с идеей контрастов. Тольятти и Москва - это как белое и чёрное, как зима и лето, север и юг... Посмотрите на боковину Vision - здесь тоже очевиден контраст между средней и передней частями. Я намеренно привнёс контраст в дизайн, потому что с ним связан мой опыт в России. Решение нашлось между абсолютным спокойствием в средней части и эмоциональностью на передней и задней штамповках. Это было сложно! Фактически пришлось сломать правила дизайна. Ведь по традиции боковая линия должна идти через весь кузов, но мы нашли свой язык, и он уникален. Он принадлежит только марке LADA.
Удивительно, что китайцы со своими деньгами так и не смогли сделать ничего подобного. Больше того, сидя на миллиардах, они копируют LADA Vesta.
- Здесь важна идея. Иногда она простая, иногда сложная, но примитивно взять и повторить её невозможно. Это будет выглядеть ужасно - неправильные углы, формы, пропорции...
И всё-таки почему китайцам не помогают деньги? Они так и не создали автомобиль, который был бы успешен на мировом рынке или хотя бы поразил своим внешним видом.
- Всё впереди. Я думаю они переживают что-то вроде переходного периода. К примеру, половина команды дизайнеров Geely сегодня из Volvo, весь топ-менеджмент Geely из Volvo. Они пока перенимают опыт.
Но сами китайцы предпочитают европейские марки.
- Пока они больше доверяют европейцам, но китайские бренды сильно растут.
Вы знаете, чем похожи Московский Кремль и АвтоВАЗ? В XV веке пригласили итальянцев, и они построили нижнюю часть кремлёвских башен, после, уже в XVII веке, английский архитектор достроил верхние шатры, а сегодня это эталон русской архитектуры и красоты, признанный всеми национальный шедевр. АвтоВАЗ — изначально итальянский проект, вы — англичанин.
- Ну есть и отличия. Например, мы не сохранили в дизайне LADA итальянскую основу, а у Кремля она осталась. Мы начали с чистого листа.
Однако в концепте LADA 4x4 Vision хорошо просматривается старая ДНК.
- LADA 4x4 - особенный автомобиль. Это икона бренда. Поэтому мы оставили её родовые черты: горизонтальный капот, вертикальное лобовое стекло, узнаваемый угол наклона задней стойки... Во времена когда в СССР появилась «Нива», сегмент SUV был довольно узким. Внедорожники покупали только те, кому они были действительно нужны. Сегодня ситуация изменилась, и для многих SUV стал отражением статуса, для других - типом машины, в которой они чувствуют себя более защищёнными. Именно поэтому мы ищем баланс между прошлым и будущим, чтобы вписать нашу икону в современность.
В чём главное отличие концепта LADA 4x4 Vision от Vesta?
- При создании «Весты» мы делали упор на более плавные линии, а в концепте Vision больше резких архитектурных форм. Это подчёркивает наше разнообразие и способность вписать фирменный стиль в разные типы автомобиля.
Дизайнер, нарисовавший Dodge RAM, говорил, что внешностью своего пикапа хочет ткнуть пальцем в грудь каждого встречного. Есть ли слова, которые определяют концепцию будущего внедорожника из Тольятти?
- Мощный, сильный, мускулистый, уверенно стоящий на ногах, энергичный, экспрессивный. В современном мире очень мало брендов, чью принадлежность вы сможете определить, удалившись на сотню метров, но наш концепт узнаваем с любого ракурса и расстояния. Он прекрасно впишется в московский пейзаж и сможет уверенно парковаться рядом с Range Rover. При этом он выдержит и жёсткую эксплуатацию где-нибудь в Сибири. Я сейчас не о технической начинке, это не моя специализация, а исключительно о том, что отражено во внешности.
В вашей команде, как известно, только российские дизайнеры. Чем отличаются наши специалисты от иностранных?
- У иностранцев больше опыта, они чаще путешествуют, работают в разных местах. Местные дизайнеры имеют только российский опыт, но они готовы учиться и развиваться. Я поражаюсь, когда вижу, какое количество идей может выдать наш небольшой коллектив! Помогает и то, что у нас нет сложной структуры менеджмента. Мы работаем бок о бок, и результат зависит только от таланта, а не от политики.
Что значит «от политики»?
- В других компаниях случается, что люди получают какие-то проекты, потому что у них хорошие отношения с менеджментом - у нас важны только идеи.
Москва — третий город в мире по объёму каршеринга...
- Мне кажется, скоро он станет вторым.
Я к тому, что, если автомобиль не твой, тебе не важно, как он выглядит. Каршерингу нс нужен дизайн. А ведь это наше будущее. Вы не боитесь потерять работу?
- Я не согласен. Многие берут в каршеринге те модели, которые они не в состоянии приобрести, но хотели бы попробовать. Поэтому никакой угрозы исчезновения профессии я не вижу. К тому же пока каршеринг работает только в определённых местах и оправдан лишь при ограниченных поездках на небольшие расстояния.
Ещё десять лет назад все телефоны были разными, а сейчас их не отличить. Думаете, с автомобилями произойдёт то же самое?
- Вряд ли. Когда я работал на Mercedes, у компании было примерно десять версий моделей в линейке, а сейчас их в пять раз больше. Всегда будут те, кто хочет выделиться.
Каким будет автомобиль через двадцать лет? Задайте хотя бы общее направление.
- Найти подход к каждому человеку, вызвать у него ответную реакцию - это задача будущего. Кстати, наша марка довольно близка к этому. Посмотрите на современные концепты - у многих из них вы не найдёте связей с родительским брендом. Так они теряют возможность диалога с клиентом, с каждым человеком в отдельности. У нас же всегда чётко прослеживается ДНК. Именно это позволяет нам уверенно двигаться вперёд.
Вы так много говорите об индивидуальности, однако есть мнение, что в будущем останется только общественный транспорт. Он уничтожит индивидуальные средства передвижения.
- В будущем у нас не будет какого-то одного типа автомобиля, потому что общественный транспорт не может быть доступен везде. На бездорожье уж точно. Поэтому машины, созданные для специфических видов покрытий, останутся востребованными, и у SUV точно есть будущее. Общественный транспорт не победит весь остальной. По крайней мере мне бы этого не хотелось.
Д. Леонтьев, журнал 4x4 Club