LADA
Двигатель ВАЗ-21213 (карбюраторный)
Двигатель ВАЗ-21214 (инжекторный)
Двигатель ВАЗ-21215 (дизельный)
Неисправности двигателя
Замена приводного ремня
Замена моторного масла
Замена прокладки крышки ГБЦ
Регулировка зазоров клапанов
Замена успокоителя цепи ГРМ
Натяжение цепи ГРМ
Датчик давления масла
Натяжитель цепи ГРМ (инж.)
Натяжитель цепи ГРМ (карб.)
Замена распредвала (инж.)
Замена распредвала (карб.)
Замена гидроопор
Маслоотражательные колпачки
Передний сальник коленвала
Задний сальник коленвала
Шестерня масляного насоса
Замена цепи ГРМ (инжект.)
Замена цепи ГРМ (карбюр.)
Замена ремня ГРМ (дизель)
Валик масляного насоса
Снятие ресивера
Впускная труба и выпускной коллектор - снятие, замена прокладки (инж)
Снятие впускной трубы и выпускного коллектора, замена прокладки (карб)
ГБЦ - снятие, ремонт, прокладка (инж)
Снятие и разборка ГБЦ (карб)
Очистка нагара
Замена маслоотделителя
Замена подушек опор двигателя
Поддон картера, замена прокладки
Замена масляного насоса
Разборка и ремонт масляного насоса
Шатунно-поршневая группа
Снятие двигателя
Разборка и ремонт двигателя
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Датчик указателя t° охлажд. жидкости
Термостат
Расширительный бачок
Радиатор
Вентилятор радиатора и его мотор
Крышка насоса охлажд. жидкости
Замена насоса охлажд. жидкости
Топливная система (инж.)
О диагностике топливной системы
Замена топливного фильтра (инж.)
Замена воздушного фильтра (инж.)
Снятие корпуса воздушного фильтра
Давление в топливной системе
Замена топливного бака
Снятие бензонасоса (модуля)
Разборка топливного модуля, замена насоса, его сеточки и топлив. датчика
Замена регулятора давления топлива
Снятие топливной рампы
Проверка топливных форсунок
Замена топливных форсунок
Снятие троса и педали "газа"
Снятие дроссельного узла
Замена регулятора холостого хода
Замена сепаратора, двухходового и гравитационного клапанов, адсорбера
Замена адсорбера, клапана продувки
Топливная система (карб.)
Замена фильтра тонкой очистки
Замена воздушного фильта (карб.)
Терморегулятор воздушного фильтра
Топливный насос (карб.)
Разборка топливного насоса
Обратный клапан топливопровода
Система рециркуляции
Детали системы рециркуляции (карб.)
Снятие топливоприёмника с датчиком
Снятие привода воздушной заслонки
Карбюратор 21073-1107010
Регулировка привода карбюратора
Разборка карбюратора
Разборка крышки карбюратора
Замена карбюратора
Выхлопная система
Замена приёмной трубы
Замена каталитического нейтрализатора
Замена дополнительного глушителя
Замена основного глушителя

Руководство по диз. двигателю CMD

Руководство по эксплуатации турбодизеля “CMD” для автомобилей семейства «Нива»

Общие сведения

На части автомобилей семейства «Нива», при производстве или по заказу, может устанавливаться турбодизель фирмы “CMD” («СМД-подразделение FIAT-FNM»), Италия.

Турбодизель может устанавливаться по заказу на все автомобили семейства «Нива»: ВАЗ-21214 (3-х дверный), ВАЗ-2131 (длиннобазовый 5-ти дверный), ВАЗ-21218 «Фора» (длиннобазовый 3-х дверный), пикап ВАЗ-2329, минивэн «Надежда» ВАЗ-2120, Нива-Тарзан (кузов 2108-2109 на шасси «Нива»), болотоход «Марш» ВАЗ-1922, новая «Нива» ВАЗ-2123, и другие модификации.

Краткое техническое описание турбодизеля “CMD

Дизельный четырехтактный четырехцилиндровый предкамерный двигатель с турбонаддувом и рядным расположением цилиндров, имеет верхний распредвал, приводимый малошумным зубчатым ремнем с автоматическим натяжителем. Этим же зубчатым ремнем приводится топливный насос высокого давления. Масляный насос двигателя расположен в передней части блока цилиндров на оси коленвала. Двигатель оснащен водомасляным радиатором, установленным под масляным фильтром. Поршни имеют масляное охлаждение днища. Двигатель оборудован турбокомпрессором с клапаном перепуска газов. Подвод масла к подшипнику турбокомпрессора осуществлен из масляного канала блока цилиндров, что повышает надежность подачи масла.

Внимание –данный дизельный двигатель специально адаптирован для трансмисси автомобилей ВАЗ-Нива по мощности и крутящему моменту, поэтому не допускается вмешательство в регулировки топливной аппаратуры и турбокомпрессора двигателя.

Краткая техническая характеристика турбодизеля “ CMD

Наименование параметра Параметр двигателя
1. Модель двигателя Заводское обозначение модели CMD GN 199 АТ
2. Диаметр цилиндра,мм 82,5
3. Ход поршня: мм 90,2
4. Рабочий объем, л 1,929
5. Степень сжатия 21,5
6. Номин.частота вращения, об/мин 4200
7. Номин.мощность, кВт(л.с.) 66 (90)
8. Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) 160 (16,5)
9. Частота вращения при макс.моменте, об/мин 2800
10. Масса двигателя, кг 139
11. Максимальная скорость автомобиля 21214 с турбодизелем, КМ/Ч 155
’Средний эксплуатационный расход топлива автомобиля 21214 с турбодизелем, л/100км при скорости движения: 90км ч 7,3
*Примечание: Приведенные показатели расходов топлива служат для определения технического состояния данного автомобиля и не являются эксплуатационной нормой.

Основные правила эксплуатации турбодизеля “СMD” в составе автомобиля

1. Запуск турбодизеля

- Убедиться , что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

1.1.Запуск холодного турбодизеля

- Включить зажигание поворотом ключа зажигания, при этом загорится лампа предварительного прогрева свечей накаливания.

- Подождать, пока погаснет лампа предварительного прогрева свечей накаливания.

- Включить стартер поворотом ключа и запустить двигатель.

- При температуре воздуха ниже 0градусов рекомендуется выжать педаль сцепления перед включением стартера. После запуска двигателя лавно отпустить сцепление.

- Часть двигателей оборудована ручным приводом опережения впрыска, при этом рукоятка привода рычага опережения впрыска насоса двигателя выведена в салон. В этом случае после запуска двигателя вытянуть рукоятку опережения впрыска в салоне. Опережение впрыска делает устойчивой работу непрогретого двигателя. При этом допускается начать движение автомобиля.

- После прогрева двигателя до 40градусов утопить рукоятку опережения впрыска в салоне (при наличии ручного привода). Дальнейшее движение автомобиля производить при утопленной рукоятке опережения впрыска.

Внимание -перед началом движения турбодизель должен поработать на холостом ходу в течение одной минуты для выравнивания температур деталей и стабилизации смазки деталей двигателя и подшипника турбокомпрессора.

Внимание –при температуре ниже минус 5 градусов могут возникнуть трудности с запуском турбодизеля по причине застывания парафина, растворенного в дизельном топливе. Рекомендуется применять специальные присадки-депрессанты к дизельному топливу, при более низких температурах рекомендуется заправлять автомобиль специальным зимним дизельным топливом.

1.2.Запуск горячего (прогретого) турбодизеля

- Процедура запуска теплого турбодизеля не отличается от запуска холодного турбодизеля. Единственным отличием будет более короткое время горения лампы предварительного прогрева свечей накаливания, что означает сокращение времени прогрева этих свечей перед запуском. Время горения лампы и соответсвенно время прогрева свечей накаливания перед запуском регулируется автоматически специальныб электронным блоком управления свечами накаливания. От водителя требуется только следить за свечением контрольной лампы свечей накаливания.

2. Остановка турбодизеля

Внимание –после езды на большой скорости или при повышенной нагрузке (например при езде по пересеченной местности) турбодизель должен поработать на холостом ходу в течение одной минуты для выравнивания температур деталей и

стабилизации смазки деталей двигателя и подшипника турбокомпрессора.

3. Техническое обслуживание турбодизеля

Техническое обслуживание турбодизеля в составе автомобиля имеет некоторые особенности по сравнению с техническим обслуживанием обычного бензинового двигателя, но не сложнее. В основном оно сводится к периодической смене фильтрующих элементов, масла, а также проверке натяжения приводных ремней и их замене. Обслуживание генератора, воздушного фильтра и системы охлаждения турбодизеля производится в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ниже приведен перечень операций по обслуживанию, специальных для турбодизеля и прилагаемых к данному руководству по эксплуатации:

- Замена масла и масляного фильтра

- Обслуживание и замена топливного фильтра

- Обслуживание поликлинового ремня привода водяного насоса и генератора

- Обслуживание клинового ремня привода насоса гидроусилителя

- Обслуживание и замена зубчатого ремня привода распредвала и топливного насоса

- Свечи накаливания

- Топливная аппаратура

Замена масла и масляного фильтра

Уровень масла в картере двигателя проверять на холодном неработающем двигателе регулярно через каждые 1000км пробега. Уровень масла должен находиться между рисками MIN-MAX указателя уровня А.

Смену масла производить на прогретом двигателе, слив масла через отверстие В в картере. Первая смена масла и масляного фильтра –через 2000км пробега, вторая и последующие –после каждых 10000км пробега. Объем масла в двигателе 4,5л, включая объем масла в фильтре и водомасляном радиаторе 0,5л. Заливать масло через горловину С. При установке нового масляного фильтра смазать прокладку чистым моторным маслом, заворачивать фильтр от руки.


1- Масляный фильтр 2- Монтажная шпилька масляного фильтра 3 - Водомасляный радиатор 4-Уплотнительное кольцо водомасляного радиатора

Масляный фильтр Champion C112 неразборный, полностью взаимозаменяем с масляными фильтрами ВАЗ.

Рекомендуемые моторные масла для дизеля: SAE 10W/40, или SAE 15W/30, или API SF/CD (Esso), или API SE/CD (Shell) или аналогичные; все масла должны быть с пометкой: «для дизелей с турбонаддувом».

Топливный фильтр

Топливный фильтр дизеля объединен с прокачивающим насосом и установлен на кузове автомобиля.


Принципиальная схема топливной системы дизеля

1. Топливный бак 2. Топливопровод подающий 3. Топливопровод возвратный 4. Топливный фильтр 5. Форсунки 6. Топливный насос высокого давления (ТНВД);

Прокачка топливного фильтра и топливной системы.

Прокачка топливного фильтра и топливной системы производится для удаления воздуха из фильтра и системы при обслуживании двигателя.

Внимание! Сливную пробку открывать не надо.

- Расположить под фильтром подходящую емкость для сливаемого при прокачке топлива;

- Открутить (ослабить) винт отвода воздуха вверху фильтра;

- Нажимать кнопку прокачивающего насоса до тех пор, пока из винта отвода воздуха не потечет топливо без пузырьков воздуха;

- Затянуть винт отвода воздуха вверху фильтра;

- Нажимать кнопку прокачивающего насоса до появления ощутимого сопротивления;

- После завершения операций по обслуживанию фильтра не забудьте убрать подставленную емкость из-под фильтра.

Слив отстойной воды из фильтра

Необходимо сливать отстойную воду и конденсат из топливного фильтра через каждые 5000км пробега автомобиля:

- Расположить под фильтром подходящую емкость для сливаемого отстоя;

- Открутить (ослабить) винт слива топлива внизу фильтра;

- Открутить (ослабить) винт отвода воздуха вверху фильтра;

- Слить отстой из фильтра в подставленную емкость;

- Затянуть винт слива топлива внизу фильтра, когда из него потечет топливо без содержания воды;

- Затянуть винт отвода воздуха вверху фильтра;

- Прокачать топливный фильтр.

- После завершения операций по обслуживанию фильтра не забудьте убрать подставленную емкость из-под фильтра

Замена топливного фильтра

.Рекомендуемый для замены тип фильтрующего элемента топливного фильтра: Lucas 7176-901, или Peugeot ref 0157090, или Peugeot ref 79.02.000.096.

Топливный фильтр необходимо менять через каждые 22000км пробега автомобиля:

    - Расположить под фильтром подходящую емкость для сливаемого топлива;

Внимание! Если топливо из корпуса фильтра прольется на двигатель, оно может попасть в сцепление и повредить фрикционные накладки. Рекомендуется накрыть картер сцепления куском полиэтиленовой пленки.

    - Открутить полностью винт слива топлива внизу фильтра;

    - Открутить (ослабить) винт отвода воздуха вверху фильтра;

    - Слить топливо из фильтра в подставленную емкость;

    - Очистить и промыть отстойник, очистить привалочную поверхность прокачивающего насоса;

6. Вывернуть сквозной центральный болт из верхней части фильтра и снять отстойник топлива, расположенный внизу;

7. Снять фильтрующий элемент топливного фильтра с уплотнения движением вниз

8. Снять верхнее большое уплотнительное кольцо  

9. Снять верхнее малое уплотнительное кольцо 

10. Снять нижнее уплотнительное кольцо 

11. Установить новый фильтрующий элемент топливного фильтра с уплотнениями движением вверх;

12. Надеть отстойник снизу на фильтрующий элемент и затянуть сквозной центральный болт сверху фильтра, не допуская смятия фильтрующего элемента;

13. Затянуть винт слива топлива внизу фильтра;

14. Затянуть винт отвода воздуха вверху фильтра;

15. Прокачать топливный фильтр.

16. После завершения операций по обслуживанию фильтра не забудьте убрать подставленную емкость из-под фильтра.

Устройство топливного фильтра 1. Ручной прокачивающий насос 2. Штуцер подвода топлива к фильтру 3. Сквозной центральный болт 4. Штуцер отвода топлива из фильтра 5. Винт отвода воздуха 6. Фильтрующий элемент топливного фильтра 7. Винт слива топлива из фильтра 8. Уплотнения 9. Отстойник 

Топливная аппаратура-справочные данные

Схема расположения предкамеры, форсунки и свечи накаливания в головке цилиндров дизеля.


1 Предкамера дизеля 25. Форсунка дизеля 26. Свеча накаливания дизеля 27. Головка цилиндров дизеля 28. Резьбовая втулка крепления предкамеры 29. Защитная упругая шайба А –выступание предкамеры

Предкамеры дизеля 1 установлены с определенным выступанием А над нижней плоскостью головки цилиндров 4, которое регулируется с помощью специальных колец при сборке двигателя. Поэтому вынимать предкамеры из головки цилиндров не рекомендуется. Предкамера 1 крепится в головке цилиндров 4 специальной резьбовой втулкой 5.

Для защиты форсунки 2 от перегрева и для предотвращения прорыва газов под форсунку установлена защитная упругая шайба 6. 

Внимание – при установке форсунки под нее необходимо устанавливать защитную упругую шайбу.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) одноплунжерный, распределительного типа –BOSCH VE

Форсунки- BOSCH штифтового типа, давление открытия (впрыска) 150…158бар.

Обозначение топливного насоса: BOSCH VER466

Обозначение форсунок: STANADYNE 29229

РАСПЫЛИТЕЛЬ DN12SD290

ТАРИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ТНВД ТИП 466
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ТАРИРОВКИ-Тарировочная жидкость: Calibration/В (Shell) - Температура тарировочной жидкости :45е
- Давление на входе в ТНВД. 0,35 bar
- Направление вращения ТНВД: правое
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТАРИРОВКИ-Форсунки: Stanadyne - Распылители: DN 12SD 290
- Трубки высокого давления стенда:2*6*450 мм
- Величина опережения впрыска топлива, мм: 1,20
Проверяемый параметр Положение рычага подачи Частота вращения, об/мин Опережение впрыска, мм Давление подкачивающего насоса, бар Давление наддува, бар Цикловая подача куб.мм/цикл Разница подач по цилиндрам куб.мм/цикл
Цикловая подача куб мм/цикл МАХ 600 4,04.2 40 3
МАХ 750 1,2-1.6 4,2-4.4 0 41 3
МАХ 750 1.2-1,6 4,24,4 0.4 47   3 Увеличение величины цикловой подачи корректором по наддуву
МАХ 1000 2,8 4,8
МАХ 1500 5.2 6.2
МАХ 2100 7,9 7.8
Цикловая подача куб.мм/цикл МАХ 750 1.2-1.6 4,24,4 1 55 3
МАХ 1500 1,2-1,6 6,2 1 52-53 3
МАХ 2100 2,8 7.8 1 50-51,5 3
МАХ 2400 5,2 7.8 1 26 3
МАХ 2500 7.9 7,8 1 15-16 3
Пусковая подача | MIN 100 65-70
Минимальныеобороты холостого хода 450

- Момент затяжки зубчатого шкива ТНВД-49Нм (5кг)

- Момент затяжки штуцеров трубопроводов высокого давления-не более 32Нм (3кг)

- Момент затяжки форсунки в головке цилиндров- не более 55Нм (5,5кг).

Ремень зубчатый привода распредвала и топливного насоса

В приводе распредвала и топливного насоса применен зубчатый ремень шириной 22мм, имеющий 173 зуба. Замена зубчатого ремня –через каждые 70000км пробега автомобиля. Нельзя допускать попадания на ремень масла и охлаждающей жидкости. При наличии опадания таких агрессивных к материалу ремня жидкостей рекомендуется заменить ремень. При хранении зубчатого ремня недопустимо его перегибать.

Рекомендуемые для замены типы ремней: ISORAN-DAYCO 173SHP220-94138, или Gates 5180-99173х22, или их аналоги других фирм.

Снятие и установку зубчатого ремня производить только при заблокированных шкивах топливного насоса, распредвала и при заблокированном коленвале. Блокировка вала и шкивов производится в соответствии с ниже приведенной методикой:

Схема привода распредвала и топливного насоса


1. Шкив зубчатый коленвала 2. Шкив зубчатый топливного насоса высокого давления 3. Шкив зубчатый распредвала 4. Ролик опорный зубчатого ремня 5. Ролик натяжной зубчатого ремня 6. Ремень зубчатый

Подготовительные операции перед снятием зубчатого ремня.

<

- Отключить провод массы от аккумулятора;

- Снять свечи накаливания, расположенные слева по ходу автомобиля под топливными форсунками, закрыть отверстия под свечи ветошью;

- Снять поликлиновой ремень привода генератора, для чего освободить натяжной ролик и сдвинуть его вверх;

Замена ремня зубчатого привода ГРМ и ТНВД 

1. Перед заменой зубчатого ремня привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) выставить и зафиксировать неподвижно коленвал и распредвал в положение ВМТ первого цилиндра (цилиндр с противоположной стороны маховика) по меткам 6 и 7 на шкиве коленвала,

2. и по меткам 7 и 8 на шкиве распредвала, предварительно сняв верхнюю крышку зубчатого ремня. 

3. и меткам 3 и 2 на шкиве 8 ТНВД.. 

4. Снять шкив привода вспомогательных агрегатов, снять нижнюю крышку зубчатого ремня, после чего ослабить натяжение ремня роликом 1,. 

5. Снять изношенный зубчатый ремень. Осмотреть снятый ремень и место его установки. При наличии следов масла на ремне или на двигателе необходимо устранить источник подтекания масла.

Внимание – при снятом зубчатом ремне недопустимо вращать распредвал или коленвал во избежание повреждения клапанов двигателя. Все шкивы и коленвал должны оставаться в заблокированном состоянии.  

6. Надеть новый зубчатый ремень, сохраняя фиксацию шкивов и валов. Произвести натяжение зубчатого ремня 1 натяжным роликом 2, затянув гайку 3. Проверить положение меток, после чего провернуть коленвал двигателя на 2 оборота для равномерной вытяжки ремня, предварительно сняв фиксаторы шкивов. После этого убедиться в правильности расположения меток. При необходимости повторить процедуру натяжения. Прогиб ремня в зоне 1 между шкивами распревала и ТНВД при усилии 10кГ должен быть 5,0- 5,5мм

7. Завершив установку зубчатого ремня: Установить последовательно крышки зубчатого ремня: нижнюю крышку 6, верхнюю крышку 3;

Установить поликлиновой шкив привода вспомогательных агрегатов 1 на передний конец коленвала и закрепить его болтом 2. Болт 2 крепления шкива затянуть моментом 40Нм, затем довернуть его на угол 60град.

Установить поликлиновой ремень привода генератора и натянуть его, для чего освободить натяжной ролик, сдвинуть его вниз и затянуть болты крепления кронштейна натяжного ролика поликлинового ремня;

Завернуть свечи накаливания в головку двигателя;

Подключить провод массы к аккумулятору.

Ремень поликлиновой привода водяного насоса и генератора

В приводе водяного насоса и генератора двигателя применен поликлиновой ремень, имеющий 5 клиновых профиля для передачи крутящего момента от ведущего поликлинового шкива на поликлиновой шкив генератора и поликлиновой шкив водяного насоса.

Замена поликлинового ремня требуется при его износе или повреждении. Нельзя допускать попадания на ремень масла и охлаждающей жидкости. При хранении поликлинового ремня недопустимо его перегибать.

Рекомендуемый для замены тип поликлинового ремня: 5PK 975Good Year675 -пятиклиновой ремень длиной 975мм, фирмы Гудиир. Допускается применение одинаковых по длине поликлиновых ремней, подобранных по каталогу других фирм (Flexiflex,Gates, Pirelli, Dayco, Contitech и др.).

Проверять натяжение ремня через каждые 5000км пробега автомобиля. Нормальный прогиб А поликлинового ремня должен быть в пределах 8-15мм при усилии 60Н (6кгс)

Реулировка натяжения поликлинового ремня привода генератора

Вспомогательные агрегаты –генератор и насос гидроусилителя, приводимые поликлиновым ремнем, закреплены на двигателе следующим образом: водяной насос закреплен неподвижно, генератор может поворачиваться на нижнем кронштейне и фиксируется верхним кронштейном (планкой).

Внимание –при установке поликлинового ремня необходимо пропустить его петлей сверху опорного ролика, гладкой стороной ремня к ролику, для обеспечения угла охвата ремнем шкива генератора и ведущего шкива коленвала.

Регулировка натяжения поликлинового ремня осуществляется поворотом генератора:

- Ослабить болт 1 крепления генератора к нижнему кронштейну 2;

- Ослабить болт 3 крепления генератора к верхнему кронштейну 4;

- Для регулировки натяжения ремня до требуемой величины, повернуть генератор от двигателя (для увеличения натяжения) или к двигателю (для уменьшения натяжения).

- Затянуть болт 3 крепления генератора к верхнему кронштейну 4 моментом 38Нм (3,8кг);

- Затянуть болт 1 крепления генератора к нижнему кронштейну 2 моментом 65Нм (6,5кг).

Внимание –избегайте излишнего натяжения поликлинового ремня во избежание повышенной нагрузки на подшипники генератора и водяного насоса.


15. Болт крепления генератора к нижнему кронштейну 16. Нижний кронштейн генератора 17. Болт крепления генератора к верхнему кронштейну 18. Верхний кронштейн генератора 19. Ремень поликлиновой привода водяного насоса и генератора 20. Поликлиновой шкив коленвала 21. Поликлиновой шкив генератора 22. Поликлиновой шкив водяного насоса 23. Ролик опорный поликлинового ремня А –контрольный прогиб ремня при проверке натяжения

Ремень клиновой привода насоса гидроусилителя

Двигатель может быть оборудован насосом гидроусилителя (ГУР). В приводе насоса ГУР применен клиновой ремень для передачи крутящего момента от клиновой дорожки шкива водяного насоса на клиновой шкив насоса ГУР.

Замена клинового ремня требуется при его износе или повреждении. Нельзя допускать попадания на ремень масла и охлаждающей жидкости. При хранении клинового ремня недопустимо его перегибать.

Рекомендуемый для замены тип клинового ремня: 47-0 950-690-Federal Mogul-TRW -клиновой ремень длиной 690мм, фирмы Федерал-Могул-ТРВ. Допускается применение одинаковых по длине клиновых ремней, подобранных по каталогу других фирм (Gates, Pirelli, Dayco, Contitech и др.).

Проверять натяжение ремня через каждые 5000км пробега автомобиля. Нормальный прогиб В клинового ремня должен быть в пределах 8-10мм при усилии 100Н (10кгс)

Реулировка натяжения клинового ремня привода насоса ГУР

Для натяжения ремня 10 привода насоса 14 необходимо ослабить два болта 13 крепления насоса на кронштейне 12 и переместить насос в пазах кронштейна . После натяжения ремня затянуть болты моментом 20…23Нм (2…2,3кгм). При повреждении ремня или его чрезмерном растяжении необходимо заменить ремень.

Внимание –избегайте излишнего натяжения клинового ремня во избежание повышенной нагрузки на подшипники насоса ГУР и водяного насоса.

Замена клинового ремня привода насоса ГУР

Для замены клинового ремня необходимо предварительно снять поликлиновой ремень привода водяного насоса и генератора.

- Ослабить болт 1 крепления генератора к нижнему кронштейну 2;

- Ослабить болт 3 крепления генератора к верхнему кронштейну 4;

- Для снятия поликлинового ремня 5 повернуть генератор к двигателю, снять поликлиновой ремень 5;

- Для снятия ремня 10 привода насоса 14 необходимо ослабить два болта 13 крепления насоса на кронштейне 12 и переместить насос в пазах кронштейна в сторону двигателя, снять ремень;

- Произвести установку и натяжение клинового ремня привода насоса ГУР;

- Произвести установку и натяжение поликлинового ремня привода водяного насоса и генератора (в соответствии с руководством по эксплуатации)



1. Болт крепления генератора к нижнему кронштейну 2. Нижний кронштейн генератора 3. Болт крепления генератора к верхнему кронштейну 4. Верхний кронштейн генератора 5. Ремень поликлиновой привода водяного насоса и генератора 6. Поликлиновой шкив коленвала 7. Поликлиновой шкив генератора 8. Поликлиновой шкив водяного насоса 9. Ролик опорный поликлинового ремня 10. Ремень клиновый привода насоса ГУР 11. Шкив клиновой привода насоса ГУР 12. Кронштейн насоса ГУР 13. Болты крепления насоса ГУР 14. Насос гидроусилителя А –контрольный прогиб поликлинового ремня при проверке натяжения В- контрольный прогиб клинового ремня привода насоса ГУР

Свечи накаливания-система предпускового подогрева

Дизельный двигатель оснащен встроенной системой предпускового подогрева, облегчающей запуск холодного двигателя. Система состоит из 4-х штифтовых электрических свечей накаливания, каждая из которых установлена в предкамеру дизеля. Свечи включаются автоматически перед пуском холодного двигателя. Время нагрева регулируется в зависимости от температуры двигателя специальным электронным блоком управления свечей (БУС), установленным отдельно на кузове автомобиля. Время прогрева свечей отображается свечением специальной лампы на щитке приборов автомобиля.

В процессе эксплуатации свечи изнашиваются и требуют периодического контроля работоспособности и замены по мере необходимости.

Применяемые свечи накаливания: “Champion CH167”


Принципиальная схема предпусковой системы подогрева дизеля
1. Свеча накаливания 2. Токопроводящая перемычка 3. Блок управления свечами(БУС)

Проверка свечей накаливания

Внимание! Для проверки работоспособности свечей накаливания аккумулятор должен быть исправен и полностью заряжен.

Внимание! Если свечи накаливания только что были включены или если дизель был только что остановлен, свечи накаливания могут быть очень горячими.

- Проверить подвод питания от БУС к свечам, для чего подключить контрольную лампочку 12В между клеммой подвода питания к свечам и массой автомобиля (эл.схема1),

- Включить систему подогрева (повернув ключ зажигания)-лампочка должна ярко загореться;

- Если лампочка не загорается, необходимо проверить целостность подводящих проводов, предохранителей цепи и БУС, а в случае их исправности необходимо проверить каждую свечу накаливания отдельно. При необходимости заменить неисправный узел.

- Проверить каждую свечу накаливания отдельно;

Внимание! Для проверки каждой свечи накаливания отдельно, необходимо отключить свечи от цепи питания (при выключенном зажигании).

подключить контрольную лампочку 12В к положительной клемме аккумулятора и

по очереди к каждой из 4-х свечей накаливания (эл.схема2)-лампочка должна ярко загореться;

- Если при этом лампочка не загорается или горит тускло, значит соответсвующая свеча накаливания неисправна и подлежит замене;

Принципиальная электрическая схема проверки предпусковой системы подогрева дизеля.


Эл. Схема 1. Проверка подвода питания к свечам накаливаия.
Эл. Схема 2. Проверка исправности свечи накаливания.

Замена свечей накаливания

Внимание! Если свечи накаливания только что были включены или если дизель был только что остановлен, свечи накаливания могут быть очень горячими.

- Отсоединить от аккумулятора отрицательный провод;

- Отвернуть гайки крепления проводов к свечам накаливания;

- Снять токопроводящую перемычку с контактов свечей накаливания;

- Вывернуть свечи накаливания из головки цилиндров.

- Произвести установку новых свечей накаливания в обратном порядке.

- Момент затяжки свечи накаливания при установке не более 17Нм (1,7кг).