Нива "перебазируется": ВАЗ-2129 и 2130
В прошлом номере мы вкратце рассказали о начале производства в Тольятти автомобилей Нива с увеличенной колесной базой бегодня мы предлагаем читателям познакомиться с впечатлениями корреспондента Авторевю, поездившего вместе с сотрудниками вазовского научно-технического центра на этих машинах
ЕДИН В ДВУХ ЛИЦАХ
Появившийся несколько лет назад ходовой макет необычной Нивы был собран на базе своего предшественника — джипа ВАЗ-2121. Автомобиль удлинили, вставив в середину дополнительный кузовной элемент — оригинальную панель с третьим оконным проемом. В качестве «начинки» выбрали имевшийся уже тогда двигатель рабочим объемом 1700 куб.см и 5-ступенчатую трансмиссию, уменьшив передаточное отношение главной пары. Все прочее оборудование оставили «родным», от ВАЗ-2121.
С тех пор тот первый опытный автомобиль накрутил по дорогам и бездорожью не одну тысячу километров, а опыт его испытаний лег в основу последующих решений.
«Длиннобазное» семейство Нивы на сегодня представляют две модели. Первой присвоен индекс ВАЗ-2129.
Так получилось, что для тестирования нам достался автомобиль еще из опытной партии, предназначенный для доводочных испытаний.
Трехдверный несущий кузов максимально унифицирован со своим «коротким» прототипом как по наружным элементам, так и по оборудованию салона: сиденья, панель приборов и отделка салона такие же как на хорошо всем знакомом ВАЗ-2121. При этом конструкторы решили оставить на прежнем месте (между арками колес) и места для задних пассажиров, обрадовав их поистине королевским простором. И впрямь, такое обилие свободного места очень непривычно для внедорожников! Сказать, что сзади просторно — это все равно, что не сказать ничего: места хватает с избытком, причем в салоне можно разместить даже часть груза. Такое удобство придется по душе и дачникам, и любителям дальних поездок. А если вы, скажем, заядлый охотник, то ваши четвероногие помощники вне всякого сомнения будут себя чувствовать гораздо уютнее, лежа у ног хозяина, нежели в забитом канистрами багажнике.
Ручки, за которые задние пассажиры могут держаться в движении, остались на прежнем месте, на стыке оконного проема и крыши, но с этим проблем нет. Стоит только, пожалуй, предусмотреть какой-то упор для ног или слегка «завалить» назад подушку сиденья. Так будет удобнее.
Увы, унификация повлекла и некоторые отрицательные моменты. Это касается удобства входа и выхода. Чтобы обеспечить доступ назад, приходится сначала утапливать подголовник переднего сиденья (иначе он упирается в лобовое стекло), а затем уже откидывать само кресло. Соберетесь покинуть машину — опять проблема: даже если удалось справиться с запором на подушке переднего сиденья, то радоваться все равно рано, ибо дотянуться до заветного рычажка на двери все равно не сможете — мешает подлокотник.
Говоря об эргономике рабочего места водителя, отметим лишь одно: из-за того, что дверь задка заметно удалилась от лобового стекла, ухудшилась обзорность через салонное зеркало. В остальном — все точь-в-точь как на обычной Ниве.
Теперь присмотримся ко второму тольяттинскому длиннобазнику — ВАЗ-2130. В конструкции этой машины учтены многие замечания, выявленные в процессе работы с моделями 2129.
Эта машина попала к нам прямо с товарного склада. Покрашенная яркокрасной эмалью с каким-то особым глубоким оттенком, машина выглядит отлично!
Сваренные из труб черные защитные каркасы выгодно выделяются на огненно-красном фоне. Врезанный в крышу над головами передних седоков солнечный люк закрывается «заподлицо». Чуть дальше заметен пластиковый кожух, служащий косметической маскировкой сварного шва и одновременно аэродинамическим элементом багажника особой конструкции, разработанного специально для длиннобазных джипов. (Скоро его будут производитть серийно.) Кстати, защитные каркасы и люк относятся к стандартному оборудованию обеих моделей, а за дополнительную плату можно сделать еще один люк в задней части кузова.
Важное эксплуатационное отличие BA3-2130 от своего собрата — наличие двух топливных баков. Один — «родной», а второй от ВАЗ-2108. В стандартный лючок выведены две горловины и расположены так, что и в одной, и в другой заправочный пистолет держится одинаково надежно.
Заглянем внутрь. Сиденья здесь от ВАЗ-2108, но слегка доработанные и, открывая доступ назад, не только «ломают» спинку, но и отъезжают вперед на салазках. Рычажок привода этого механизма расположен на спинке — владельцы «восьмерок» это хорошо знают. Как раз по этой причине из этого автомобиля гораздо легче выбираться задним пассажирам, чем из ВАЗ-2129: сложив спинку, рукой можно достать рукоятку привода замка двери.
Интересна и общая компоновка салона. Заднее сиденье конструкторы решили сдвинуть немного вперед, ровно настолько, чтобы вывести его подушку за пределы арок колес. Места для ног стало меньше, зато появилась возможность сделать более широкую подушку. Теперь сзади сносно размещаются трое взрослых пассажиров. Естественно, стал больше и багажный отсек.
В общем, вместительные получились машины. Неясно только одно. Как правило, длиннобазные версии внедорожных автомобилей выпускаются в 5-дверном исполнении, и примеров тому масса. Пятидверный кузов обладает несомненными эксплуатационными преимуществами и именно они подчас становятся определяющими для потребителя. Новое автомобильное семейство из Тольятти похвастаться этим пока не может. Но именно пока, поскольку 5-дверные модификации в производственной программе ВАЗа будут. Будут и длиннобазные версии с измененной формой двери задка и более низкой погрузочной высотой. Так что машины 2129и2130, очевидно, можно считать в некотором роде переходными.
А что с «начинкой»? Сейчас обе машины комплектуются как моторами ВАЗ-2106, так и модернизированными, рабочим объемом 1700 куб. см. В качестве приоритетного выбран последний.
Трансмиссия претерпела некоторые изменения. Появился промежуточный карданный вал с опорой для передачи крутящего момента на задние колеса, кроме того, на некоторых машинах момент на раздаточную коробку передается также с помощью ШРУСа. Есть изменения и в подвеске. Это определяется большей массой машины.
ПО ДОРОГАМ И БЕЗДОРОЖЬЮ
Необычные впечатления от ездовых качеств автомобилей появились сразу. Во-первых, у машин явно улучшилась плавность хода. Если ВАЗ-2121 частенько досаждает своим пассажирам слишком сильными вертикальными ускорениями на пологих волнах, то машина с длинной базой ведет себя совсем по-другому. Сидя в длиннобазном джипе, чувствуешь себя гораздо более уютно и комфортно.
Две различные компоновки салона. ВАЗ-2129 (слева) предоставляет задним пассажирам избыток места по длине. Но зато в автомобиле ВАЗ-2130 вполне комфортно можно ехать впятером
ВАЗ-2130 в пассажирском (фото вверху) и грузопассажирском (фото внизу) вариантах
Поскольку длиннобазный автомобиль стал тяжелее, изменились и требования к силовому агрегату. Старый моторчик ВАЗ-2106 для такой машины слабоват, а вот двигатель рабочим объемом 1700 куб. см производит неплохое впечатление. Благодаря более высокому крутящему моменту, пятая ступень трансмиссии стала вполне «рабочей», и ею смело можно пользоваться не только на загородных трассах, но и в городе. Если скорость городского потока около 60 км/ч — смело включайте пятую: для спокойного движения запаса тяги хватит.
Владельцы ВАЗ-2121 часто жалуются на высокий уровень шума в салоне. Такой грех за прежней Нивой водится. Резонансная вибрация короткобазного кузова (именно она и является главной причиной шума) возникает из-за виброакустической характеристики несущей кузовной конструкции, и избавиться от Этого явления крайне сложно. А вот как только кузов удлинили, с резонансом удалось «развязаться», и эффект музыкальной шкатулки исчез. Замеров по шумности мы не проводили, но субъективно кажется, что в салоне длиннобазного автомобиля стало значительно тише.
Тот, кто будет эксплуатировать новые Нивы в городе, наверняка обратит внимание на некоторые сложности при парковке этих машин. Ведь если при одинаковом передаточном отношении привода рулевого механизма вы хотите добиться одинакового радиуса поворота на автомобилях с разной колесной базой, то поворачивать «баранку» на длиннобазнике придется на больший угол. Понятно, что и затраты энергии водителя в этом случае будут больше. Вот именно этим пороком и страдает длиннобазная Нива. Выход здесь можно найти в применении гидроусилителя (его помощь будет особенно полезна при полной загрузке машины). А лучше — и усилитель поставить, и передаточное число уменьшить.
Есть проблемы и с микроклиматом. Объем салона увеличился, а отопительно-вентиляционная установка осталась прежней. Если на ВАЗ-2121 она со своей задачей справляется, то на машинах ВАЗ-2129, 2130 производительности «печки» явно не хватает. Подвод воздуха назад тоже не предусмотрен. Кстати, именно это натолкнуло конструкторов на мысль оборудовать отдельные машины вторым вентиляционным люком.
Внедорожная часть нашей поездки проходила недалеко от Тольятти, на территории строящегося автополигона. Meстность оказалась подходящей: снежная целина, косогоры и обилие всевозможных подъемов разной крутизны.
Джип.с увеличенной колесной базой гораздо увереннее движется по скользким уклонам. Машина ведет себя устойчивее, склонность к заносу задней оси уже не имеет ярко выраженного характера, и его начальную стадию корректировать ощутимо легче. Есть только одно «но». Если машину все-таки «заломило» на значительней угол, то от водителя потребуется не только квалификация, но и максимальная шустрость в манипуляциях рулевым колесом. В противном случае велик риск потерять контроль над ситуацией.
Если говорить о проходимости, то при прочих равных условиях джип с увеличенной колесной базой проигрывает своему короткобазному предшественнику. Если на ВАЗ-2121 мы безбоязненно скакали через уступы и гребни, то при форсировании сложного рельефа на машинах нового семейства нужно семь раз отмерить... Ведь изменился параметр проходимости, именуемый углом рампы. Проще говоря, увеличился риск «сесть на брюхо». Опытный водитель переезжает опасное препятствие под углом. Но и здесь есть свои тонкости.
Двигаясь по косогору через высокий земляной гребень, мы прошляпили тот момент, когда из-за сильного скрещивания осей потеряли сцепление с покрытием левое переднее и правое заднее колеса. Такое явление испытатели называют диагональным вывешиванием. Оказавшаяся в такой ситуации Нива беспомощно вращала в воздухе вывешенными колесами и только раскачав ее вручную, машину удалось вызволить из плена. Очень полезной оказалась бы в такой ситуации блокировка хотя бы одного межколесного дифференциала: для длиннобазного джипа это особенно актуально!
Итак, длиннобазная Нива «состоялась». Уже сейчас на эти машины большой спрос, а стоят джипы ВАЗ-2129 и BA3-2130 в зависимости от исполнения и комплектации от 12 до 15 млн. рублей (март 1994 года).
В качестве официальной торговой марки пока используются лишь заводские индексы; хотя в процессе подготовки к производству представителям длиннобазного семейства присваивались разные имена, но ни одно из них так и не «прилипло». А название просится — машинка-то необычная. Будет обидно, если российский автомобиль в очередной раз будет окрещен какимнибудь заморским торговцем.
К.Сорокин