Карбюратор: Разобрали-улыбнулись...
Основной прибор питания Вашей боевой Нивы — карбюратор — трудно оценить однозначно. Но даже в лучшем случае оценка не выше «тройки», такова капризная сущность карбюраторов заводской сборки. Разброс эксплуатационных параметров и качества приготавливаемой смеси достигает 12-15% Действительно, удачный карбюратор, не требующий доводки, попадается один на сотню. Большинство водителей не видят разницы между неисправным и просто плохим карбюратором, и поэтому спокойно относятся, например, к тому, что до включения стартера надо нажать определешюе число раз педаль «газа», затем вытянуть воздушную заслонку на строго определенную длину, а после схватывания произвести еще какие-то магические действия с конвульсирующим мотором И так же флегматично относятся к тому, что машина «тупая», а расход топлива не позволяет далеко удаляться от заправки.
Старый карбюраторщик разобрал карбюратор - из него вываливается здоровенный дохлый таракан. «Тю! Дак у Вас машинист-то помер!»
Для достижения максимальной мощности карбюратор должен обладать минимальным сопротивлением па впуске (как говорят в обиходе, иметь «большую дыру»), иначе сложно добиться приемлемого качества смеси и наполнения цилиндров на средних и высоких оборотах. Но вот беда — при резком открытии дроссельной заслонки скорость проходящего потока падает, разряжение в диффузоре уменьшается, топлива всасывается меньше — смесь обедняется. Это приводит к резкому провалу мощности на низких оборотах, причем, чем больше диаметр главных. диффузоров — тем ощутимее это явление. Виной тому — сочетание острых характеристик мощности и крутящего момента с примитивным карбюратором. Завод пошел простым путем — уменьшил диаметр главных диффузоров до минимума (SOLEX-21073-1107010 ДААЗ: первая камера — 24 мм, вторая камера — тоже 24 мм), добившись сносного наполнения на низких оборотах, но существенно (3-4 сек) потеряв при этом эластичность движения на средних и высоких. Как говорят профессионалы, — мотор оказался «зажатым».
Наша многолетняя практика показывает, что для карбюратора SOLEX21073-1107010 ДААЗ, применяемого на двигателях объема 1600 см2 и более, целесообразно перейти на увеличенные диаметры главных диффузоров (первая камера — 25 мм, вторая — 27) с коррекцией калибровок и введением в конструкцию карбюратора дополнительных дозирующих систем. Это позволяет увеличить максимальную .мощность двигателя на 8% без снижения крутящего момента в диапазоне низких и средних оборотов. Для придания двигателю «спортивного» характера диаметр главного диффузора второй камеры доводят до 31 мм с увеличением диаметра дроссельной заслонки на 5 мм. Конечно, такие операции с прибором питания требуют большого опыта и хорошей инструментальной базы, но многое можно сделать и самостоятельно. Итак боец № 21073-110710 ДААЗ. "Вылавливаем блох" в новом Солексе, прошедшем заводской контроль качества, проверку и проливку на стенде и имеющем на всех мыслимых и немыслимых органах столько печатей, штампов и "орденов' ОТК, сколько и легендарному генсеку мало бы не показалось.
Фото 1. Карбюратор заводской сборки |
Карбюратор 21073 заводской сборки (фото 1). На крышке виден штамп ОТК — карбюратор прошел технический контроль и проверку на стенде. Вследствие некачественною литья и последующей топорной обработки, канал полвода воздуха к главному воздушному жиклеру первой камеры перекрыт не менее, чем на 2/3. Результат — переобогащенная смесь и увеличенный расход топлива.
Воздушный канал подвода разряжения в крышке экономайзера мощностных режимов перекрыт на 1/3. Помимо обогащения смеси главной дозирующей системы первой камеры, экономайзер устраняет колебания состава горючей смеси главной дозирующей системы при пульсации разрежения на всасывании. Всасывание смеси в двигателе является прерывистым. перекрытый канал в крышке ведет к запаздыванию срабатывания экономайзера в режиме переменных средних и больших нагрузок, уменьшает быстродействие системы и, как следствие, двигатель хоть и выходит в режим максимальной мощности, но не обладает достаточной приемистостью.
Фото 2. Заводской и правильный жиклеры холостого хода |
Деформированный главный топливный жиклер первой камеры с трудом удалось извлечь из эмульсионного колодца нового карбюратора.
На фото 2 cправа — правильный топливный жиклер системы холостого хода. Слева — жиклер со следами деформации вследствие грубой перетяжки клапана ЭПХХ.
Высокий уровень топлива в поплавковой камере вследствие заводской "регулировки" поплавкового механизма.
Фото 3. Заводские распылители диффузоров |
Следы некачественною литья в цилиндрах малого диффузора Заусенцы на выходе из канала распылителя (фото 3) — результат заводской сборки. И то, и другое снижает скорость потока и создает нежелательные завихрения в цилиндрах малых и больших диффузоров фильтр тонкой очистки топлива, расположенный в крышке карбюратора на входе в поплавковую камеру. Со временем многочисленные пластиковые лоскутки, болтающиеся в правой части фильтра, под действием мощного потока топлива оторвутся, и засор Вам гарантирован.
А вот некоторые наш и эксклюзивные разработки по карбюраторам Солекс, которые мы используем при создании тюнинговых и спортивных версий карбюраторов.
Фото 4. Заводской и доработаиныей корпуса |
Стандартный корпус (слева на фото 4). В цилиндрах малых диффузоров хорошо видны заусенцы и дефекты литья, создающие нежелательные завихрения и уменьшающие скорость воздушного потока. Возможно попадание этих частиц в цилиндры двигателя и появление задиров на их стенках.
Доработанный корпус (на фото 4 справа) с обрезанными и отшлифованными малыми диффузорами и увеличенным диаметром главных диффузоров (28 мм —первая камера и 31 мм — вторая камера) позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление и увеличить мощность двигателя.
Фото 6. Заводские и доработанные дроссельные заслонки |
Корпус дроссельных заслонок стандартного карбюратора (фото 6 слева). Непомерно толстые оси дроссельных заслонок и выступающие винты креплений осей к заслонкам — "бревна в воздушном потоке, проходящем со скоростью звука.
Крышка стандартного карбюратора. Ось воздушной заслонки с выступающими винтами креплений — явно не для продувки в аэродинамической трубе.
Почувствуйте разницу - Эксклюзивный карбюратор (фото 6 справа). Зализанные и отполированные оси дроссельных и воздушных заслонок с утонченными винтами креплений. Верхнюю кромку воздушной заслонки, заточенную алмазным бруском, можно смело использовать для бритья.
Фото 5. Несколько видов и размеров кулачков ускорительного насоса (сверху) и распылители с различной пропускной способностью
Доработанный карбюратор завершают оригинальные кулачки и распылители ускорительного насоса (фото 5). а также в эксклюзивной версии и малые диффузоры с активными углами атаки (фото 7), создающие вихревое движение воздушного потока в цилиндрах больших диффузоров.
Фото 7. Распылители диффузоров с активными углами атаки |
Установка такого «заряженного» карбюратора при использовании специальной методики настройки позволяет мобилизовать весь потенциал данной конструкции двигателя для достижения максимальных мощности и крутящего момента. Не меньшую прибавку даст доработка головки блока цилиндров и впускного тракта с установкой моментного или мощностного распределительных валов. Но это — тема отдельного разговора.