О запуске конвейера производства НИВЫ
5 апреля 1977 года собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нивам, Особенно мне запомнился день 4-гоапреля. Тогда начался весь подготовительный процесс сборки. С начала смены мы занялись обеспечением комплектующих, в чём нам очень помогли работники ПДБ 062 корпуса, очень мощный, квалифицированный персонал.
Февраль 1976 года. "У родного порога". Первая партия автомобилей «Нива», собранных вручную за год до началa конвейерной сборки, перед отправкой в Москву, на «смотрины» делегатами XXV съезда КПСС
Стали ждать привоза первою кузова из главного корпуса, цеха окраски. Ом задерживался. Мастер П.П. Петров попросил меня остаться по вторую смену. Подошла к концу иона. А кузова все еще нет. Вместе с начальником цеха В. Зуевым, начальником ОАЭСП В. Киреевым, инженером ОАЭСП И.И. Никулиным и инженером БОТиЗ Орешиным мы сидели па скамейке и гадали о цвете первого кузова.
Уникальный шильдик «Нива-2121», изготовленный в 2-х экз. ручным способом по рисунку дизайнера В. Семушкина. Установлен на опытных образцах.
Я поглядел на часы и шутливо обратился к рядом сидящим: - "Кузов привезли!". Вдруг в ворогах действительно появляется трактор с тележкой, а на тележке кузов Нивы, окрашенный в ярко-желтый цвет. Стрелки часов показывали 23 часа 27 минут 4 апреля. Я запомнил это время, а кто-то рядом сказал: «Это время войдет в историю».
Для дальнейшей сборки кузов нужно было установить па подвеску, но опускная секция но навеске кузовов не была ещё см смонтирована, и кузов решили подвесить в районе 111-й бригады.
Для меня самым радостным был такой эпизод: ко мне подошел начальник цеха В. Зуев и сказал: «Залезь в кузов». Раздвинулись «крабы», кузов завели под подвеску и подняли его вместе со мной!
С 00 часов 05 минут началась историческая для ВA3a сборка первого автомобиля собственной конструкции. Все делали точно по технологии, с применением абсолютно всего инструмента, которым обеспечили рабочие моста. Скорость конвейера регулировалась с товейера, где висел рычаг. Данную операцию выполнял сам начальник цеха В. Зуев. Иногда скорость конвейера выходила за пределы допустимого и его приходилось останавливать.
Было выполнено более 100 с лишним операций. К утру кузов с подвеской дошел до поворота на второй линии. К 9.00 подвеска подошла к товейеру. Здесь случилась нестыковка кузова с двигателем из-за того, что конвейер был завешен на 10 см ниже. Выручила смекалка главного инженера СКП М.Н. Годзинского: он приподнял кузов, и тележку с двигателем завели в моторный отсек. Наконец двигатель установили! По традиции разбили бутылку шампанского.
К сожалению, во время сборки никаких журналистов и фотографов в цехе не было. Пробыв в корпусе 062 больше суток, уставшие, мы пошли домой. Несколько часов на отдых - и я снова на работе. В корпусе было настоящее паломничество. Люди шли посмотреть на первую «Ниву». После первой сборки конвейер стоял несколько дней. 10 апреля началась подготовка 14 автомобилей к Первомайской демонстрации. Уже 30 апреля они были собраны белоснежные ВАЗовские красавицы Нивы. А 1 Мая 1977 года они проехали по площади Свободы.
Из воспоминаний М. Япарова
(написаны лично 12.03.2002 г., хранятся в фондах музея АВТОВАЗа)