Нива, одетая в броню - Спецавтомобиль
см. так же:
Обзор бронированной Нивы 1.7.л.
Характеристики и комплектации современной бронированной Нивы
Недавно мы познакомили читателей с новыми версиями Нивы— ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot и дизайном АО Ладаэкспорт, еще одним ВАЗ-21215, но с другим, «стандартным» кузовом и бензиновым ВАЗ-21219 . На этот раз речь пойдет о необычной модификации — бронированном спецавтомобиле ВАЗ-2121Б для перевозки денег и ценностей. Хотя снаружи броневичок не сильно отличается от «гражданского» образца, внутри скрыт не только мощный «панцирь», но и немало интересного оборудования.
СУПЕРСЕЙФ. ДУБЛЬ ПЕРВЫЙ
Первыми «сконструировали» бронированную Ниву не конструкторы из НТЦ ВАЗа, а... кинематографисты. Наверняка, многие помнят телевизионный боевик конца 80-х годов — «Мираж» по повести Дж.Х.Чейза «Весь мир в кармане». Краткое содержание сюжета таково: группа разбойников решает ограбить броневик новейшей конструкции, перевозящий деньги из хранилища на ракетную базу. Им удается перехватить машину (перестрелки и убийства опускаем) и незаметно увезти ее с места преступления в специально подготовленном прицепе-домике. После этого прицеп оставляют в кемпинге, где двое грабителей, обливаясь потом, пытаются открыть цифровой замок сейфа в машине, а двое других изображают счастливую парочку на отдыхе. Кончается история весьма обычно: все гибнут, а правосудие торжествует...
Действие, по замыслу авторов фильма, происходит в Штатах — но фильм-то снимался у нас, поэтому роль «стальной черепахи» сыграла Нива с техасским(!) номером, замаскированная с помощью коробчатого кузова и многочисленных решеток. По замыслу авторов, доступ к грузовому отсеку был сзади — через крышку с кодовым замком, а При малейших признаках опасности экипаж мгновенно опускал на окна бронированные жалюзи. блокировал «циферблат» замка и включал радиосигнал на частоте полиции.

Автомобиль из фильма: «Блек ожидал увидеть нечто гораздо более внушительное — всего-то стальная коробка на колесах и кабина водителя. На задней двери было написано: Агентство бронированных автомобилей. Перед вами самая надежная в мире машина-сейф»
Ну, а если говорить серьезно, то заказ на настоящую бронированную Ннву поступил в научно-технический центр объединения АвтоВАЗ в начале прошлого года от тольяттинского ЛадаБанка, который и стал финансировать программу. С самого начала было решено бронировать машину по высшему уровню, от пуль автомата Калашникова, — и к лету уже были готовы первые образцы. Один из них отправили на полигон ВНИИ Спецтехники МВД, где «расстреливают» броневики. Испытатели постарались от души — по словам одного из создателей машины, горловину бензобака выстрелами из автомата только что не вывернули наизнанку, но ничего не добились. Нива не загорелась, ни одна из пуль не прошла в салон, а в результате испытаний выяснилось, что нужны лишь мелкие доработки. Кроме МВД, автомобиль прошел и сертификацию ПО всем параметрам в НАМИ, Причем не как спецмашина, а как обычная легковушка, вплоть до лобового удара о бетонный куб.
С момента своего появления ВАЗ-2121Б начал «обрастать» различными вымыслами и легендами. Одно автомобильное издание написало, что его «не спрячешь в трейлер» по причине «высокого роста», другое утверждало, что «вместо бронестекол стоят танковые триплексы»... Словом, мы решили подробно познакомиться с новой машиной, в том числе и «на ходу».

Перед тем. как начать рассказ, упомянем, что на сегодня выпущено уже около полусотни броневиков — их покупают и банки, и обменные пункты, и охранные службы в качестве машин сопровождения. Грузоподъемность, правда, невелика, всего 200 кг, но для сравнения скажем, что в УАЗ-фургон с таким же уровнем защиты можно погрузить ненамного больше...
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Когда одна из первых машин, еще без зеленой полосы и «мигалок», прибыла в Москву на испытания, её конструктор даже обиделся: «Езжу по городу, а никто внимания не обращает»... Действительно, ВАЗ-2121Б снаружи мало отличается от «небронированного» родственника; выделяются лишь перемычка на лобовом стекле и стекла в дверях — чуть меньше обычных, со скошенным углом для бойницы.

Так выглядит «уголок» двери с открытой бойницей
Вся защита скрыта от глаз, причем стальная «клетка» выполнена весьма оригинально. Сзади в салон встроена глухая сварная коробка с маленьким окошком; в дверях листы брони вставлены между панелей (внизу) и очень аккуратно, почти незаметно, привинчены сверху, там, где начинаются окна. Бронирована и передняя часть салона, а выше, у стоек и дверей, сталь образует довольно хитрую систему карманов-пулеотражателей, которые не дают пулям пройти сквозь щели в салон. Потолок, а по заказу и пол, прокладываются стегаными слоями пуленепробиваемой сверхвысокомодульной ткани СВМ (она же кевлар). При этом обилие брони совсем не бросается в глаза, так как весь салон изнутри обит приятной на ощупь серой тканью.

За дверью багажника — «запаска» и глухая бронестенка с маленьким окошком
Пуленепробиваемые многослойные стекла установлены спереди (лобовые) и в дверях, а в остальные окна для маскировки вставлены зеркальные стекла — внутри-то стоит стальной короб. А для тех, кому почему-либо не нравится такой вариант, АвтоВАЗ предлагает установку бронестекол по всему периметру и бронелистов в панелях. Вообще-то лобовое стекло можно выполнить и гнутым, без перемычки, но плоские бронестекла заметно дешевле и удобнее в производстве.

Дверь мы открывали, готовясь к изрядному напряжению мышц: ведь на многих отечественных бронеавтомобилях двери выполнены «дубово», и надо та-ак хлопнуть, чтобы замок закрылся... Ан нет, двери с усиленными петлями открываются и закрываются легко, а замок работает мягко, без особых усилий. Правую дверь, где сидит инкассатор, можно открыть только изнутри, обычной ручкой, или дистанционно, нажав кнопку на пульте. А если экипажу потребуется «забаррикадироваться» капитально, то можно задвинуть и щеколды — наподобие домашних, только куда солидней.
Сидений всего три: спереди стоят удобные кресла от вазовской «восьмерки», а сзади осталось лишь место для сопровождающего груз. Усаживаться, а затем вылезать на свободу заднему пассажиру не слишком удобно, особенно если он мужик здоровый. Кстати, «запаска» изпод капота перекочевала назад, и теперь она находится в узком пространстве между крышкой багажника и задней броневой стенкой.
Панель приборов почти не изменилась, если не считать кондиционера справа под приборным щитком и небольшой консоли с «аварийными» кнопками между сиденьями. обычное «нивовское» рулевое колесо (оно же от ВАЗ-2106) показалось нам не лучшим вариантом: оно имеет тонкий и скользкий обод, поэтому, учитывая отсутствие гидроусилителя, руль от «семерки» был бы предпочтительнее. Еще одно замечание касается тумблера спецсигналов, к которому приходится «нырять» довольно глубоко под руль. Возможно, его стоит снабдить индикацией включения. поскольку каждый раз, включив синие маячки, приходится гадать: работают они или нет?
ТЕХНИКА И СПЕЦТЕХНИКА
На машине, которую мы испытывали, стоял стандартный 1,6-литровый («шестерочный») двигатель, но уже сейчас начинает устанавливаться более мощная 1,7-литровая модификация.

КПП обычная, шины тоже знакомые, 175/80R16 модели ВлИ-10, а дальше... Дальше начинается то, что американцы называют Special service package — оснащение и экипировка для спецслужб.
Во-первых, в системе питания по заказу устанавливается взрывобезопасный топливный бак объемом 40,5 л. Внутри бак заполнен специальной губкой, не позволяющей скапливаться там большому объему паров бензина, а снаружи он залит полиуретаном — отверстия от пуль просто-напросто затягиваются.
Подвеска не только усилена, но и специально переработана, поэтому на броневике стоят более жесткие пружины с увеличенным диаметром и гидроамортизаторы с измененными характеристиками. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель взяты от ВАЗ-2108 — они, кстати, сейчас устанавливаются и на «гражданскую» модификацию Нивы с индексом 21213.
Серьезно изменилась система электрооборудования. Теперь, кроме «системы-1» (это обычная электросхема Нивы), есть скрытая «система-2». В салоне стоит дополнительный аккумулятор, и в экстренных ситуациях можно подлючить кнопку «автономного питании» — «система-1 » отключается, но будут работать вентиляция, кондиционер, система пожаротушения, рация и спецсигналы.
Блок спецсигналов (два импульсных маяка и двухтональная сирена) поставляет саратовский Солнтон — это, возможно, дешевый, но не самый лучший вариант. Дело в том, что слабенькие «бибикалки», знакомые по машинам Скорой помощи, можно с трудом назвать «сигналом преимущественного проезда». Водители их просто не слышат — вот если бы поставить нл Ниву милицейскую СГУ...
Рядом с катушкой зажигания — один из генераторов пожаротушения. Чуть выше — его датчик
Одной из главных изюмииок конструкции можно назвать систему пожаротушения в моторном отсеке и возле топливного бака. Под открытым капотом видны два температурных датчика (над топливным насосом и рядом с прерывателем-распределителем) и два сопла, направленные на карбюратор и бензонасос. Сопла, а точнее аэрозольные генераторы. разработаны одним из «оборонных» КБ в Подмосковье. При поступлении сигнала от датчиков (они регулируются на любую температуру, в данном случае — на 100°С) в генераторе взрывается миниатюрный пиропатрон и начинается выброс аэрозоля. «душащего» огонь. Всего в подкапотное пространство сопла выбрасывают до трех кубометров аэрозоля, и еще один генератор стоит над топливным баком. Нажатием кнопки можно проверить исправность аэрозольных генераторов (в этом случае загораются три красных светодиода), а под специальной крышечкой расположена еще одна кнопка — ручной запуск системы. По мнению конструкторов, система получилась настолько удачной, что сейчас прорабатывается вариант установки генераторов и на серийные Нивы, вместо штатного огнетушителя.
Летом в наглухо задраенном кузове жарко и душно, поэтому кроме принудительной вентиляции пришлось поставить кондиционер. Раньше зарубежными и очень дорогими кондиционерами комплектовались только машины, идущие на экспорт. — а для этой модели была разработана отечественная аппаратура, правда, пока с японским компрессором (он стоит в моторном отсеке). Кроме этого, на автомобиль можно поставить радиостанцию и даже «радиобуй».
В будущем начнется и установка гидроусилителя рулевого управления: для потяжелевшего автомобиля он будет весьма кстати.
В ДВИЖЕНИИ
Конечно, лишние 400 килограммов (из них на броню по словам конструкторов приходится 350) сделали машину тяжелее и «ленивей» Хотя Нива и легко «берет с места», но на каждой передаче при попытке динамичной езды приходится «выкручивать» двигатель до максимальных оборотов (возможно, 1.7-литровый мотор улучшит динамику). И все же в городском потоке броневик не слишком отстает oт остальных машин, a на трассе, по словам сотрудников НТЦ. машина берет отметку 130 км/ч (не спидометру).
Обзорность несколько ухудшилась, причем не из-за средней стойки, а из-за стальных «утолщений» по бокам лобового стекла; особенно это заметно при проезде перекрестков. С другой стороны, стекла зимой практически не промерзают, и, уж конечно, спокойно выносят улары любых камней, летящих из-под колес попутных машин. Из-за стальной стенки ухудшилась и обзорность назад. Тут уж надежда на внешние зеркала, а вот их надо бы сделать с регулировкой изнутри (например, как на моделях 2105 или 2108).
Городские московские дороги с их колдобинами вскоре нам наскучили, и мы полезли в дебри — на трассу мотокросса, изрезанную холмами и ухабами (да еще обледеневшими). К великому удивлению, Нива пролезла через все препятствия, причем даже не пришлось включать блокировку дифференциала. На косогорах броневик, как показалось, стал более устойчив к «сползанию» и легко забирается на гору задним ходом — скорее всего, благодаря изменившейся весовке.
И еще одно: заметно улучшилась плавность хода. Там, где обычная Нива начала бы «козлить» и подскакивать, броневик идет мягко и плавно.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
То, что мы видели, без преувеличения можно назвать бронированной машиной, выполненной на высоком международном уровне. В нашем отечестве это второй легковой автомобиль, реально одетый в броню (до этого такой чести удостаивались лишь правительственные ЗИЛы, а инкассаторские УАЗики и Волга, которую одна из фирм никак не «доведет до ума», не в счет).
«Повесить» защиту такого уровня, тем более на легковушку, почти полностью сохранив ходовые качества и внешний вид, — очень большое искусство.
Инкассаторская машина, защищенная «под Калашникова», необычна и для Западной Европы: там бандюги часто предпочитают палить из менее мощных UZI, а, следовательно, и защита выполняется послабее.
Но и это не все. По нашим данным, ВАЗ-2121Б — первый инкассаторский автомобиль в мире, бронированный самим автозаводом. Обычно это делают небольшие фирмы, часто без согласования с фирмой-производителем. Поэтому временами (в том числе и за рубежом) появляются конструкции наподобие блиндированных самоходок времен англо-бурской войны начала века: от нуль защищают, а ездят еле-еле, и то при сухой погоде. С Нивой такого не случится хотя бы потому, что ее делали и доводили до ума сами вазовские конструкторы — а уж они знают и «плюсы», и «минусы» досконально.
И последнее. Как мы уже писали в прошлом номере, ВАЗ-2121Б стоит 34 млн. рублей или $29000, включая доставку «к подъезду». При этом заказчик может не сомневаться: перед ним машина-сейф, именно такая, о которой говорил главарь бандитов Морган: «Маленькая-то она, это верно, но не безобидная»
Ф. Лапшин, К. Сорокин