НИВА МАРШ: бросок на Север (Бронто-192200)
Все когда-то бывает впервые... Человек первый раз оторвался от Земли, покорил морские глубины, впервые шагнул на Луну. Поначалу нам трудно осознать весь масштаб и грандиозность подобного события, это приходит со временем. Ноу каждого начинания должны быть свои последователи, которые могли бы воплотить едва зародившуюся идею в жизнь. По праву таким своеобразным последователем можно назвать фирму “Бронто ”, предпринявшую в феврале-марте 1996 года беспрецедентную акцию по покорению северных районов России на вездеходе “Марш ”.
Читайте так же:
Характеристики современных снегоболотоходов на базе Нивы
Обзор на Ниву Снегоболотоход
Нива Марш - экпедиция на Северный полюс
Идея создания в России спецавтомобиля, пригодного для работников определенных профессий в условиях бездорожья, сама по себе не нова. Такие автомобили выпускались единичными экземплярами и раньше. Например, московская фирма “Трэкол” была одной из первых производственных площадок для создания такого вида транспорта.
Как зародилась идея проведения этого “ралли”? Все началось с предложения москвичей к “Бронто” совершить марш-бросок на Север с целью “просвещения” местного населения, избалованного сверхмощной техникой. Такая техника решает задачу продвижения человека в труднодоступные районы, но какой ценой...
Позвольте углубиться ненадолго в технические характеристики. В чем оригинальность новых вездеходов? Эти автомобили уникальны благодаря облегченному кузову, сверхнизкому давлению колес, а также своей способности плавать. Но внешний вид данной диковинки внушает смятение в души простых обывателей: “Да этот монстр наверняка тонн 40 весит, не меньше”. Действительно, оригинальный кузов, разработанный москвичами, придает автомобилю вид внушительной бронетехники. А “детище” тольяттинцев вызывает совсем иные ассоциации.
Когда “Бронто” создавало снегоболотоход (а точнее - экологический вездеход ВАЗ-1922 “Марш”), никто не знал, как он будет выглядеть. Поэтому осознание эстетичности “новорожденного” было первой положительной эмоцией. С одной стороны - машина с серьезными размерами, а с другой - просто красавица. Нестандартные колеса прекрасно вписались в габариты “Нивы”. Удалось избежать “монстроподобия”.
Кстати, о колесах... В них-то вся изюминка. Дело в том, что в обычном колесе легкового автомобиля давление составляет 2 кгс/см2, при этом в колесе “Марша” - от 0,1 до 0,5 кгс/см2 (т. е. давление на грунт - примерно в 3 раза ниже, чем давление человеческой стопы). Такой “крепыш” запросто может переехать человека без каких-либо неприятных последствий.
Итак, вернемся к самой поездке. Москвичи предложили совершить рекламный пробег по всему северному краю: до Тюмени перевезти вездеходы на грузовиках, а от Тюмени до Надыма - своим ходом с заездом в крупные города.
Фирма “Бронто” приняла предложение присоединиться к необычному пробегу. Но была одна проблема: не было грузовика для перевозки вездехода. Поэтому решили подключить в качестве сопровождения “Ниву”, в обязанности которой входила буксировка снегоболотохода до Тюмени. Представьте себе такую картину: впереди семенит обычная “Нива”, а ей на пятки наступает “старший брат”... Недоумению проезжающих мимо водил не было предела - впору хоть фотографируй это чудо и отправляй в передачу “Что? Где? Когда?”.
Но никто из участников этого “шоу” и не подозревал, что самые сильные эмоции еще впереди. Кстати, об участниках пробега... Их было трое: Зуев Юрий Петрович (директор “Бронто”) и молодые специалисты - Федоров Олег (водитсль-испытатель) и Коробейников Николай (сборщик).
Чудеса подстерегали наших героев буквально на каждом шагу. По дороге в Тюмень было сделано интересное открытие: оказывается, на протяжении всего пути от Тольятги до Тюмени они ехали с гвоздем в колесе... А ведь это около 1500 км! А теперь представьте себе такую ситуацию с обычным колесом на легковушке. Уму не постижимо!
Наконец - Тюмень. Товар нужно показать лицом именно тем, кто непосредственно заинтересован в нем. Пригласили большое начальство: руководство Тюменской области, нефтяников, геологов. Собрали всех на занесенном снегом танкодроме и продемонстрировали технику во всей се красе и моши.
Но накануне решили сами испытать “детище”. Поистине: век живи - век учись. До этого момента наши герои имели смутное представление о реальных возможностях автомобиля. Но вес приходит с опытом. Сначала носились как бешеные на накачанных колесах по снегам. В результате - застряли. Но без мудрого наставника не обойтись: ребята из “Трэкола” подсказали, что нужно уменьшить давление в колесах. Так и сделали. Машина послушно поплыла по заснеженным просторам.
Итак, на следующий день все смогли убедиться в возможностях “Марша”: спокойно преодолевает танковые препятствия, любые преграды, а главное - плавно повторяет профиль дороги, а не борется с ним. Благодаря этим доселе невиданным возможностям произошел переворот в сознании не только обычных автомобилистов, но и самих создателей вездехода.
После покорения Тюмени начался путь своим ходом (без буксировки) по бескрайним просторам Севера. И здесь путешественников ожидал приятный сюрприз: несмотря на относительно небольшую скорость, болотоход уверенно преодолевал большие расстояния. Как говорится, тише едешь - дальше будешь.
Потянулась вереница северных городов и поселков: Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тарко-Сале... Практически везде болотоход собирал толпы любознательных представителей всех возрастов. На протяжении всего пути - дискуссии, споры, сомнения и восхищения. “Марш” покорял Север...
Оставим ненадолго наших “ермаков” и поговорим вот о чем. У кого-то может возникнуть вопрос относительно конкуренции между “Бронто” и “Трэколом”. По сути, эти вездеходы, как братья-двойняшки - вроде бы похожи, но не совсем. У каждого из них есть свои “плюсы” и “минусы”. Ни о какой конкуренции не могло быть и речи. Машины производились поштучно, это практически ручная сборка. У “Бронто” и “Трэкол” была одна общая цель - сломать мировоззрение обывателей (и, прежде всего, тех людей, которым эти машины нужнее всего). Вездеходы нельзя сравнивать с обычными автомобилями: это - специальные транспортные средства. Именно поэтому необходимо было продвигать такую технику совместными усилиями. Забегая вперед, скажу, что. продажа “Марша” началась только через два года после данной поездки. А сейчас люди стоят за этими вездеходами в очереди...
Пока мы с вами рассуждали о тонкостях рыночных отношений, наши герои достигли Ямало-Ненецкого автономного округа. Видимо, понять и почувствовать обособленность этого мира можно, только побывав там. Представьте себе такую картину: на тундру спускаются сумерки, наши путники остановились ненадолго на привал. И вдруг на них надвигается огромная машина с единственной фарой. Через несколько секунд они понимают - это поезд! Прямо-таки сюжет для Рея Брэдбери: одинокий поезд мчится в тундре по запорошенным рельсам. Все равно, что для нас - оленья упряжка по Революционной.
И, наконец, - Надым. Долгожданная точка на карте... Надо сказать, что Надым - это своеобразная Мекка для таких автомобилей, как “Марш”. Здесь подобная спсцтехника - не н новинку (в основном, по либо самодельные колёсные, либо гусеничные вездеходы заводской) производства). Представители
“Бронто" и “Трэкол”, найдя понимание среди местного населении, вздохнули с облегчением. И люди тоже воспрянули духом, увидев чудо-вездеходы: "В конце концов промышленность обратила на нас внимание...”.
И все-таки было трудно поверить в то, что “Марш” сочетает в себе все качества для успешного функционирования в суровых условиях. Диалог с потенциальным клиентом о “Марше”:
- А на нем до стойбища ненцев доехать можно?
- А сколько ехать?
- 40 км.
- Да это ерунда.
- Это же в тундре...
- Так для этого машина и создана...
- А когда можно поехать?
- Да прямо сейчас. Вот только заправимся.
- Но это же тундра...
Дело в том, что до стойбища можно добраться только либо на оленях, либо на снегоходах. Но для такой поездки нужно несколько дней подготовки: топливо, продукты, одежда,...
Поехали? Поехали! Через час прибыли к стойбищу, до которого обычно добираются полдня. Причем доехали с комфортом, не отстегивая ремней безопасности. Несмотря на уникальность происходящего, для путешественников это могло показаться просто выездом на природу.
Нужно отметить, что прием со стороны ненцев трудно назвать горячим и радушным. С одной стороны, они смотрели с восхищением на невиданную машину, запросто подъехавшую к чуму. Но, с другой стороны, в их глазах читалось опасение за свой и без того пошатнувшийся уклад жизни.
Однако, у “Марша” есть одно несомненное преимущество перед остальной спецтсхникой (недаром его называют “экологическим вездеходом”). Благодаря колесам сверхнизкого давления “Марш” никоим образом не разрушает структуру почвы, в отличие от гусеничных “монстров”. Из-за них тундре необходимо восстанавливаться в течение 40(!) лет.
Но вот короткий день подходит к концу... Хорошо сидеть у огня и “лакомиться” строганиной. Но пора и честь знать... Гости собираются и выходят из чума. Машину они “припарковали” за снежным холмом около стойбища. Над морозной тундрой сгущались сумерки и три фигуры неторопливо шли по направлению к холму. Один из “бледнолицых” был без шапки... Другой шел с дипломатом... Зрелище для ненцев - незабываемое. Все равно, что их посетили пришельцы, которые теперь направляются к своей “тарелке”.
По пути к машине один из “пришельцев” думал: “Неужели мы сейчас сядем в кабину, включим отопитель, и поедем... а тундра при этом будет казаться чем-то нереальным... Хотя нереальным, скорее всего, должен быть сам автомобиль”. Но когда они поднялись на бугор, то увидели, насколько естественно эта машина вписалась в местный ландшафт. “Марш” был похож на мирно пасущегося оленя, ожидающего своих
седоков.
Через два часа после постоя в чуме они уже сидели в гостинице: один принимал душ, другой готовил ужин, а третий смотрел последние новости. Неужели всего несколько часов назад они были так далеко от цивилизации, а теперь, благодаря “Маршу”, вернулись в свой привычный мир?! Непостижимо!
В итоге этой поездки “Марш” оставили в Надыме и отправились в обратный путь. В следующем, 1997, году они снова вернутся сюда, чтобы продолжить начатый эксперимент.
Данная поездка не была просто путешествием ради любопытства. Это - новая веха в автомобилестроении! За подобными машинами - будущее. Во-первых, для них не надо строить дорог. Представьте себе: одна из глобальных российских проблем будет решена! Во-вторых, без этой техники не могут обойтись люди определенных профессий. Разработки в этих областях выйдут на новый уровень, улучшая благосостояние России! И, наконец, этот автомобиль щадит почву, т.е. благодаря . этому в ближайшем будущем он вытеснит гусеничные вездеходы. Мы сможем сохранить уникальные природные участки для наших потомков! К тому же, если заменить бензин на электричество - такой машине просто не будет равных!
Итак, начало было положено. Но самым трудным оказались не техническая сторона акции и суровые условия Севера, а попытка убедить людей в перспективности данной спецтехники. Все новое с трудом пробивает себе дорогу. Вспомним хотя бы “Фарман”. Мало кто увидел в нем начало эры авиации. Кто знает, может быть, именно “Марш” станет точкой отсчета для эры экологических вездеходов.
Ирина Корнилова