LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Нива с электромотором

Своим появлением на свет электрическая «Нива» обязана правительству Москвы. Именно Совет по экологическому транспорту при мэрии столицы заключил соглашение с Генеральным департаментом развития АВТОВАЗа о внедрении электромобилей в первопрестольной.

Нива с электромотором ВАЗ 2131Э

Нива» с индексом «Э», созданная на базе узлов и агрегатов серийного BA3-2131 («длиннобазная пятидверная»), при всей внешней схожести с прародителем, - далеко не джип. BA3-21313 -переднеприводной двухместный грузовой электромобиль. Теперь машина не нуждается ни в коробке передач, ни в раздаточной коробке, ни в карданах, у нее свой оригинальный задний мост. Демонтаж ненужных агрегатов и узлов позволил существенно снизить вес автомобиля.

зарядка для электромобиля

Поскольку «Нива» стала грузовичком, она, естественно, лишилась заднего ряда сидений. Разработчики позаботились, чтобы низ грузового отсека был ровным: поверх стандартного пола был уложен настил из ДСП на всю длину - от передних сидений до задней двери. Место, которое в серийной «Ниве» предназначалось для ног задних пассажиров, теперь занимает никель-кадмиевая батарея производства санкт-петербургской «Аккумуляторной компании «Ригель».

За передними сиденьями установлена стальная решетчатая перегородка, защищающая водителя, переднего пассажира и запасное колесо от подвижки груза. Правда, трепетное отношение к запаске со стороны разработчиков малопонятно. Зачем нужно было устанавливать пятое колесо аккурат за правым сиденьем, лишая пассажира лишних сантиметров, необходимых ему для удобства посадки?

нива электро

Центральный тоннель в серийных автомобилях обычно забит разного рода рычагами - от кулисы КПП до ручки включения демультипликатора. В ВАЗ-2131Э всего этого нет, как нет, впрочем, и педали сцепления. Переключение заднего хода осуществляется единственной клавишей с «R» на торпедо.

В автомобиле установлена электрическая печка, работающая по принципу калорифера, - штатный нивовский электровентилятор гонит воздух сквозь разогретые тэны.

В моторном отсеке уже абсолютно все не похоже на серийную начинку. Массивное тело второй (основной) батареи (а обе имеют общую массу 350 кг); поверх - блок вторичного питания на 12 В. Из знакомого под капотом остались только обычный аккумулятор, который питает всю штатную электрику автомобиля, да бачок с жидкостью для омывате-ля лобового стекла.

А вот сам электродвигатель можно рассмотреть, только заглянув под автомобиль снизу. ПТ-125 мощностью 25 кВт, са-рапульского производства, визуально не очень солиден, однако, утверждают разработчики, он надежен и неприхотлив в эксплуатации. Существует возможность установки и более мощного двигателя - ПТ-146 мощностью 40 кВт.

батареи
Блок батарей - под полом.

электромотор нивы
Непосвященному разобраться с тем, что установлено под капотом, достаточно сложно.

Весь процесс управления автомобилем сводится лишь к тому, чтобы вовремя повернуть руль и - когда надо - нажать педаль тормоза. Очень напоминает один из детских аттракционов в «Луна-парке».

Интересно, что происходит все совершенно бесшумно. Нажал на педаль газа, а точнее - на реостат, и машина начинает ускорять свой бег - 20 сек. до скорости 60 км/ч. Да и максимальная скорость в 80 км/ч недурна для такого автомобиля. Особенно если учесть, что его полная масса составляет 1850 кг, 450 из которых - груз.

На прямой дороге электрическая «Нива» «стоит» просто изумительно. Идет плавно. Вот только несколько непривычно проходит поворот. Поначалу с трудом миришься с ее стремлением к сносу передней оси. Особенно на скользкой дороге. Однако совсем скоро это воспринимается как должное: привод-то передний.

Зато настораживает процесс экстренного торможения. Дело в том, что машина не оборудована вакуумным усилителем тормозов. Увы,разрежение в электромобиле взять неоткуда. В связи с этим эффективность его замедления оставляет желать лучшего - она напрямую зависит от силы ног водителя. Хорошо, что хоть сам электродвигатель в момент торможения переходит в режим рекуперации и начинает работать как генератор, возвращая некоторую часть энергии аккумуляторам и создавая тем самым дополнительное сопротивление движению.

В остальном же BA3-21313 вполне удачный автомобиль. Если еще учесть, что запас его хода - 100 км, а процесс восстановления батарей от бытовой электросети всего около 8 часов, машина наверняка станет популярной у бытовиков, связистов и разнообразных фирм, занимающихся мелкотоварными перевозками.

Олег Калаушин, Фото Виталия Усова

Видео