Нива с электромотором
Своим появлением на свет электрическая «Нива» обязана правительству Москвы. Именно Совет по экологическому транспорту при мэрии столицы заключил соглашение с Генеральным департаментом развития АВТОВАЗа о внедрении электромобилей в первопрестольной.
Нива» с индексом «Э», созданная на базе узлов и агрегатов серийного BA3-2131 («длиннобазная пятидверная»), при всей внешней схожести с прародителем, - далеко не джип. BA3-21313 -переднеприводной двухместный грузовой электромобиль. Теперь машина не нуждается ни в коробке передач, ни в раздаточной коробке, ни в карданах, у нее свой оригинальный задний мост. Демонтаж ненужных агрегатов и узлов позволил существенно снизить вес автомобиля.
Поскольку «Нива» стала грузовичком, она, естественно, лишилась заднего ряда сидений. Разработчики позаботились, чтобы низ грузового отсека был ровным: поверх стандартного пола был уложен настил из ДСП на всю длину - от передних сидений до задней двери. Место, которое в серийной «Ниве» предназначалось для ног задних пассажиров, теперь занимает никель-кадмиевая батарея производства санкт-петербургской «Аккумуляторной компании «Ригель».
За передними сиденьями установлена стальная решетчатая перегородка, защищающая водителя, переднего пассажира и запасное колесо от подвижки груза. Правда, трепетное отношение к запаске со стороны разработчиков малопонятно. Зачем нужно было устанавливать пятое колесо аккурат за правым сиденьем, лишая пассажира лишних сантиметров, необходимых ему для удобства посадки?
Центральный тоннель в серийных автомобилях обычно забит разного рода рычагами - от кулисы КПП до ручки включения демультипликатора. В ВАЗ-2131Э всего этого нет, как нет, впрочем, и педали сцепления. Переключение заднего хода осуществляется единственной клавишей с «R» на торпедо.
В автомобиле установлена электрическая печка, работающая по принципу калорифера, - штатный нивовский электровентилятор гонит воздух сквозь разогретые тэны.
В моторном отсеке уже абсолютно все не похоже на серийную начинку. Массивное тело второй (основной) батареи (а обе имеют общую массу 350 кг); поверх - блок вторичного питания на 12 В. Из знакомого под капотом остались только обычный аккумулятор, который питает всю штатную электрику автомобиля, да бачок с жидкостью для омывате-ля лобового стекла.
А вот сам электродвигатель можно рассмотреть, только заглянув под автомобиль снизу. ПТ-125 мощностью 25 кВт, са-рапульского производства, визуально не очень солиден, однако, утверждают разработчики, он надежен и неприхотлив в эксплуатации. Существует возможность установки и более мощного двигателя - ПТ-146 мощностью 40 кВт.
Блок батарей - под полом.
Непосвященному разобраться с тем, что установлено под капотом, достаточно сложно.
Весь процесс управления автомобилем сводится лишь к тому, чтобы вовремя повернуть руль и - когда надо - нажать педаль тормоза. Очень напоминает один из детских аттракционов в «Луна-парке».
Интересно, что происходит все совершенно бесшумно. Нажал на педаль газа, а точнее - на реостат, и машина начинает ускорять свой бег - 20 сек. до скорости 60 км/ч. Да и максимальная скорость в 80 км/ч недурна для такого автомобиля. Особенно если учесть, что его полная масса составляет 1850 кг, 450 из которых - груз.
На прямой дороге электрическая «Нива» «стоит» просто изумительно. Идет плавно. Вот только несколько непривычно проходит поворот. Поначалу с трудом миришься с ее стремлением к сносу передней оси. Особенно на скользкой дороге. Однако совсем скоро это воспринимается как должное: привод-то передний.
Зато настораживает процесс экстренного торможения. Дело в том, что машина не оборудована вакуумным усилителем тормозов. Увы,разрежение в электромобиле взять неоткуда. В связи с этим эффективность его замедления оставляет желать лучшего - она напрямую зависит от силы ног водителя. Хорошо, что хоть сам электродвигатель в момент торможения переходит в режим рекуперации и начинает работать как генератор, возвращая некоторую часть энергии аккумуляторам и создавая тем самым дополнительное сопротивление движению.
В остальном же BA3-21313 вполне удачный автомобиль. Если еще учесть, что запас его хода - 100 км, а процесс восстановления батарей от бытовой электросети всего около 8 часов, машина наверняка станет популярной у бытовиков, связистов и разнообразных фирм, занимающихся мелкотоварными перевозками.
Олег Калаушин, Фото Виталия Усова