Вездеход на базе Нивы "Бронто"-1922 доработанный для охоты и рыбалки - обзор
Многим знакомо изречение: «И чего только не придумают русские, лишь бы не строить хорошие дороги». Действительно, проходимость снегоболотохода «Бронто»-1922 «Марш» впечатляет. Однако при грамотном подходе из этой машины реально получить еще более подходящий транспорт для полного бездорожья.
Началось все с того, что в 1997 году заядлые охотники Андрей Сиротин и Александр Лыков приобрели снегоболотоход «Марш». Именно в это время тольяттинская фирма «Бронто» начала изготавливать на заказ эти вездеходы. По существу машина представляет собой кузов от «Нивы»-21213, установленный на основательно модернизированное шасси от УАЗа, снабженное колесами с шинами сверхнизкого давления фирмы «Трэкол». Вследствие этого на кузове появились огромные лопухи расширителей крыльев. Мотор, коробка передач и раздатка - от «вазовского» внедорожника.
Без золотых рук сварщика Анатолия Черникова эта машина вряд ли бы состоялась
На вездеходе Андрей с Александром в поисках охотничьих трофеев ездили по непроходимым болотам, преодолевали снежную целину любой глубины, даже переправлялись вплавь через небольшие водные преграды. Зверь была машина в плане проходимости, но устраивало в ней далеко не все.
Кургузый салон «Нивы» никак нельзя признать удачным вариантом для перевозки нескольких человек, нагруженных снаряжением, а зимой вдобавок еще и в теплой одежде. Высокооборотистый «вазовский» мотор оказался слабоватым для проворачивания колес диаметром в метр с лишним. Агрегаты трансмиссии от «Нивы» порой не выдерживали повышенных нагрузок. За семь лет активной эксплуатации пришлось поменять три (!) раздатки. Нарекания вызывали также тормоза и работа гидроусилителя рулевого управления. Передний пластиковый (!) бампер пришел в полную негодность. Сиденья в салоне, по меткому выражению Андрея, превратились в труху. В конце концов было принято радикапьное решение: машину полностью разобрать и переделать в соответствии со своими потребностями, попутно повысив ее надежность. Работа заняла полтора года.
Обратите внимание на оригинальный капот.
В нем присутствуют элементы от «Нивы» и «Урала»
Установили более мощный и тяговитый мотор УМЗ-4218. Коробку передач и раз-датку заменили на «уазовские», посчитав, что крупные шестерни и валы лучше подходят для вездехода, чем аналогичные миниатюрные детали от легкового «джипа».
На «Марше» изначально стоят модернизированные ведущие мосты от УАЗа. Изменения заключаются в том, что у «гражданских» мостов удлинили чулки, на которые «повесили» бортовые редукторы от портальных мостов. Общее передаточное число такого узла получилось весьма значительным, что и требуется для проворачивания огромных колес. Новая раздаточная коробка (как мы помним, ее взяли от «уазика») оказалась не в том месте, где был «нивовский» агрегат. Соответственно, карданный ват для привода переднего моста не стыковался с его главной передачей. Поэтому пришлось переносить редуктор к правому краю, для чего, разумеется, понадобилось переделывать чулки моста и полуоси. Эту ответственную и трудоемкую операцию осуществили не на коленке в гараже, а на машиностроительном заводе.
Под капотом всё не так, как у Нивы
Задний мост остался почти без изменений. К нему лишь приварили чашки под пружины подвески. Теперь она получилась комбинированной: штатные семилистовые рессоры от «уазика» соседствуют со слегка укороченными пружинами от классических «Жигулей». Сделано это для того, чтобы машина не осела на корму, ведь вес задней части кузова значительно возрос. По кругу поставили амортизаторы IRONMAN.
Задняя комбинированная рессорно-пружинная подвеска
Впереди смонтировали дисковые тормоза. Тюнинг такого рода знаком многим владельцам УАЗов на «военных» мостах. Теперь машину стало возможным удержать на крутом косогоре после выезда на него с воды. Раньше это удавалось далеко не всегда.
«Уазовский» двигатель с трудом, но поместился под капотом, но места для радиатора системы охлаждения не осталось совсем. Пришлось удлинять машине «морду». В ход пошли детали оперения армейского грузовика «Урал». Капот очень аккуратно сварили из «нивовско-го» и «ураловского». Мотору стало просторно, появилась возможность использовать радиатор от автомобиля «Волга». Он больше «вазовского», и мотор перестал перегреваться при движении вездехода в тяжелых условиях. Раньше подобное происходило с «завидной» регулярностью. Для пущей надежности перед радиатором поставили два электровентилятора, оставив и постоянно вращающийся вентилятор на валу помпы. Дополнительный обдув включается в работу как от температурного датчика в системе охлаждения, так и принудительно при помощи тумблера на приборной панели. В лютый мороз могут пригодиться жалюзи, управляемые из кабины.
Теперь вода в мосты не пройдёт
Под капотом поместили компрессор «Беркут», основное назначение которого накачивать огромные «трэколовские» колеса. Максимальное давление в 0,4 атм. достигается примерно через 7 минут работы компрессора. А вот стравливать воздух из шины через сосок ниппеля стандартного сечения нужно значительно дольше, поэтому в колесные диски вварили... водопроводные шаровые краны (шины-то бескамерные). Теперь, повернув флажок, можно очень быстро выпустить воздух из большого колеса, что удобно. Снаружи колесные диски закрыли круглыми алюминиевыми щитками, поэтому снег или грязь больше не будут забивать их внутренние полости. Раньше это случалось довольно часто, в результате отыскать ниппель было совсем непросто.
Шноркель для такой машины не нужен, поскольку она физически не сможет углубиться в воду настолько, чтобы двигатель сделал смертельный для себя глоток. Да, благодаря своим огромным колесам «Марш» способен плавать, но злоупотреблять этим не следует. Андрей Сиротин на собственном опыте убелился, что после продолжительных водных процедур в агрегатах трансмиссии подымется вода. Сапуны мостов, КПП и РК все же вывели в подкапотное пространство, как это и было сделано на штатном варианте, но в серьезное плавание пускаться на вездеходе хозяева не собираются. Поворотные кулаки переднего моста были тщательно отполированы вручную, чтобы риски и раковины на них не задерживали грязь и не портили тем самым уплотнения.
Кран позволяет быстро подспустить огромное колесо
Как я уже упомянул, одна из причин, по которой «Марш» был подвергнут модернизации, - тесный и неудобный салон «Нивы». Единственное, что в нем нравилось. - это широкие передние двери. Поэтом у переднюю часть салона оставили практически без изменений, чего никак не скажешь о его задней части. Тут уместно назвать имя сваршика Анатолия Черникова, без золотых рук которого машина вряд ли бы состоялась. Конечно, были у Андрея Сиротина и другие помощники, но упомянуть всех не позволяет формат журнальной статьи.
Двигатель УМЗ-4218, компрессор «Беркут» и шланг с манометром для измерения
давления
воздуха в шинах. Манометр точный, медицинский.
Итак, сразу за передними сиденьями начинается вместительный пассажиро-багажный отсек прямоугольной формы. Для того чтобы такой измененный кузов поместился на раме, её понадобилось удлинить на 40 см, но база машины осталась прежней (2 685 мм) Каркас кузова сварили из тонкостенного, а значит лёгкого профиля квадратного сечения. Снаружи его обшили стальными листами тольщиной 0,8 мм. Положили утеплитель и закрыли его внутри салона листами алюминия и фанеры. Причём стыки алюминия на полу и по стенкам загерметизировали, поэтому салон можно мыть напором воды из шланга.
Надёжная защита рулевых тяг
По бокам поставили стекла, которые использованы в откидной дверке багажника «уазика» с жесткой крышей. Выбрали модель с обогревом, поэтому запотевания окон можно не бояться. В заднюю распашную дверь вставили стекло от «буханки». Но самым, наверное, интересным моментом следует признать опускные стекла передних стенок «гостиной на колесах». При ближайшем рассмотрении нетрудно догадаться, что здесь использованы верхние части дверей грузовика ЗИЛ-130. Крутишь ручку внутри салона — стекло опускается. Летом можно улучшить вентиляцию, приоткрыв узкие и высокие форточки. Но опускные стекла нужны не столько для комфорта, езды с прохладцей, как я вначале наивно подумал, сколько для охоты. Проемы окон служат своего рода бойницами. Все подчинено в этом автомобиле одной цели - сделать удобное транспортное средство для охоты. Это проявляется даже в мелочах. Например, тросики веткоотбойников. идущие от «кенгурятника» к крыше, натянуты таким образом, чтобы не попадали в сектор обстрела из передних окон — бойниц.
вид из бойницы
Конечно, охотничий автомобиль не может быть без люка в крыше - здесь он тоже присутствует. Важно, что все стекла использованы от серийно выпускаемых машин. Если какое-либо из них разобьется, его можно приобрести в магазине и заменить.
"Экспонаты" на задней стенке кузова можно и нужно пускать в дело
Все сиденья изготавливались специально для этой машины. Более того - их делали под конкретных людей, которые будут на ней ездить. Например, правое переднее сиденье ниже водительского - оно предназначено для рослого Александра Лыкова.
Салон не боится грязи. Передние сиденья различаются по высоте и сделаны под конкретных людей
На задней стенке кабины обращает на себя внимание инвентарь, без которого страшно отправляться в лес. Есть здесь и хай-джек, и лопата, и топор, и крепкая веревка. В передней части машины, за мощным бампером, изготовленным из металлической трубы. на специапьной площадке закреплена электролебедка Warn 9000. Хотя на практике она, скорее всего, понадобится нечасто, ведь «сесть» на таком вездеходе довольно непросто. Но полностью исключать такую возможность нельзя: слабое место этой машины - отсутствие хороших грунтозацепов на шинах.
Я высказал предположение, что даже хорошая «вазовская» печка не сможет прогреть такой большой салон. Но автономный отопитель не предусмотрен. Владелец машины посчитал, что это лишнее: мол, зимой на охоту отправляешься всегда тепло одетым - не замерзнешь. Но все время гонять мотор, чтобы в кабине было комфортно - это. как мне кажется, не слишком рационально. Кстати, попутно небольшое замечание о работе на холостых оборотах. Я согласен с Андреем, что не слишком приятно разбирать охотничьи трофеи или разделывать тушу рядом с работающей машиной, поскольку вместо чистого лесного воздуха приходится дышать выхлопными газами. Поэтому трубу глушителя удлинили и пустили вверх по задней стенке кузова. Теперь выхлоп идет в небо и не отравляет воздух внизу, рядом с автомобилем.
Приборная панель от УАЗа здесь явно к месту
Вместо «нивовской» использована более практичная для вездехода металлическая приборная панель от УАЗа. На ней размешены штатные контрольно-измерительные приборы, но спидометра нет вовсе, поскольку в нем нет необходимости. На его месте помешен дисплей стационарной радиостанции, рядом висит и тангента (микрофон). Тут же находятся наиболее важные предохранители, в основном отвечающие за работу осветительных приборов. При необходимости можно быстро найти перегоревшую плавкую вставку и оперативно заменить ее.
При наличии стольких фар нестрашно отправляться в ночной лес
Над головой из крыши торчит рукоятка фары-искателя. Несомненно, это удобная и необходимая вешь в лесу, а для освещения пути служат сше четыре фары, расположенные наверху. В чистом поле, на болоте или в лесу указатели поворотов, мягко говоря, не слишком нужны. Хороший свет гораздо важнее, поэтому на месте передних указателей появились небольшие прямоугольные галогеновые фары. Боковые «повторители» поворотов остались, полный набор сигнальных огней имеется сзади. Движение задним ходом в темноте облегчит маленькая, но яркая фара, закрепленная на стенке кузова.
Поражает, с какой тщательностью были выполнены все работы. В первую очередь, конечно, обращаешь внимание на внешний вид. Нередко машину такого класса кое-как покрасят в гараже, полагая. что в лесу красоваться не перед кем. Но в данном случае кузов шпатлевали, грунтовали и красили в специализированной мастерской. Глядя на капот, трудно поверить в то, что он сварен из трех дета-.1СН. Аккуратно, фирменно смотрятся и другие элементы элементы кузова. Внутренняя отделка - тоже выполнена качественно, хотя она и незамысловата.
Сейчас, когда вы читаете наш журнал, вездеход, возможно, пробирается по зарос-. сной просеке или форсирует топкое болото. В кабине сидят довольные люди с ями и патронташами. Им надо проехать в намеченное место, где ждет их удачная охота. И они доберутся до цели, ведь дороги этой машине просто ни к чему.