Использование функции омметра в автодиагностике - проверка компонентов авометром или мультиметром
Примечание.
Данная статья универсальна и применима к любой марке автомобиля.
Пожалуй, в практике ремонтника любого изделия, причастного к подключению электрического тока, наибольшим по количеству будут измерения сопротивления и проводимости. И в работе автомобильного мастера этот процесс занимает ведущее место в работе. Для того чтобы начать проводить измерения и получать правильные результаты, следует напомнить некоторые правила электротехники. Везде в схемотехнике автомобиля (как и в других областях техники) мы постоянно сталкиваемся с последовательным и параллельным подключением элементов в токоведущей цепи.
Последовательное подключение резисторов - один конец резистора подключен к источнику питания, а к другому его концу подключен вывод следующего резистора, и так несколько один за другим. Вывод последнего тоже подключен к выводу источника питания с другой полярностью (фото 1 ).

Что же произойдет в случае такого подключения? Сопротивление всех резисторов суммируется, т.е. R1+R2+R3+Rn = Rобщ. Такую схему мы применяем, когда необходимо получить определенную величину сопротивления, состоящую из нескольких деталей.
Пример: провода высокого напряжения в автомобиле могут состоять из нескольких компонентов - наконечник свечи зажигания может иметь встроенный резистор, сам провод имеет сопротивление токоведущей жилы, и в свечу встроен резистор. Это сделано для уменьшения радиопомех при работе системы зажигания. Во время проверки работоспособности проводов нам следует об этом помнить.
Также при проверке сопротивления проводов высокого напряжения необходимо иметь ввиду, что существует разное удельное сопротивление предлагаемых проводов. К примеру, среди типовых значений, применяемых в разных автомобилях, можно чаще всего встретить такие: R=0,1 Ом/1 погонный метр длины, 1 кОм/1 погонный метр длины и 16 кОм/1 погонный метр длины. Необходимо учитывать, что на одном автомобиле на всех цилиндрах могут стоять только провода одной группы сопротивления.
Параллельное подключение резисторов: оба вывода одного и второго (или нескольких) резисторов соединяются между собой, и в точки соединения подается напряжение от источника питания (фото 2).

В этом случае, при условии равных сопротивлений каждого из резисторов, мы получим: Rобщ = R/n, где n - количество равных сопротивлений. С какой целью применяется? Чтобы увеличить возможность прохождения большей силы тока в цепи, т.е. для увеличения мощности. В автомобиле такое соединение применяется в конструкции втягивающего реле стартера. Заметьте все, что будет сказано дальше, также будет привязано к применению в автомобиле.
Измерение сопротивлений в автомобильном деле, пожалуй, самое популярное действие, выполняемое диагностом. В системе зажигания практически все компоненты проверяются на наличие проводимости. Составляющие системы приготовления топливовоздушной смеси имеют в составе токопроводящий элемент: катушка инжектора, обмотка регулятора х.х., датчики температуры, датчик положения дроссельной заслонки. Каждый из них мы постараемся правильно проверить.
Следующий компонент в автомобильных системах - конденсатор - тоже нуждается в периодической проверке. По конструкции эта деталь состоит из двух токопроводящих пластин, между которыми расположен диэлектрик. Для постоянного тока - он непроводящий, и при проверке его омметром должен показывать сопротивление, близкое к бесконечности. Правда, имеются конденсаторы большой емкости, и если при проверке щупы прибора подключить к его выводам, стрелка покажет резкое отклонение и вернется обратно. Чем больше емкость конденсатора, тем сильнее отреагирует стрелка. У некоторых авометров есть встроенная функция измерения емкости конденсаторов (фото 3).


Немногие механики знают, что в контактной системе зажигания от конденсатора зависит качество искры. Нередко после продолжительной работы у этого элемента может ослабнуть прочность диэлектрика, при этом энергия искры понизится в два раза. Последует увеличенный расход топлива и очень плохой утренний запуск. При покупке нового конденсатора не всегда есть полная уверенность в его качестве, поэтому его проверять следует перед установкой в автомобиль.
Теперь подошла очередь проверки полупроводниковых компонентов. Мы не будем глубоко вникать в процессы, происходящие внутри каждой детали, достаточно правильно научиться обнаруживать неисправный компонент.
Итак. При проверке полупроводникового диода нам необходимо определить, на котором из выводов авометра находится положительный потенциал внутреннего источника питания. Можно воспользоваться вторым авометром в режиме измерения напряжения, и по отклонению стрелки, а также маркировке его выводов определим, где у нашего прибора исходит положительный потенциал. Если у нас имеется в распоряжении гарантировано исправный диод с нанесенной на корпусе маркировкой, мы с его помощью тоже можем точно узнать полярность нашего прибора. Для того чтобы проверить исправность диода, необходимо к выводу "анод" приложить "плюс" источника прибора. А к выводу "катод", соответственно, "минус" прибора (фото 4).

Стрелка должна показать заметное отклонение. А в противоположном направлении сопротивление должно быть близким к бесконечности. Запоминаем: в словах "анод" и "плюс", а также "катод" и "минус" - одинаковое количество букв. Также диод включается и в прямом направлении проводимости. Во время ремонта или в процессе диагностики генератора переменного тока проверка диодов необходима всегда.
Проверка полупроводниковых транзисторов мало чем отличается от проверки диода. По конструкции деталь представляет собой полупроводниковый компонент с тремя рабочими выводами. Каждый из выводов внутри корпуса соединен с активной областью на кристалле и имеют названия: база, коллектор и эмиттер.
Еще необходимо отметить, что бывают биполярные транзисторы структуры P-N-P и N-P-N. В детали мы вникать не будем (это необходимо разработчикам), наша задача правильно оценить работоспособность компонента. Для каждого конструктивного исполнения корпуса существует определенное расположение выводов, на корпусе называемое "цоколевка транзистора". Сведения о расположении выводов обычно находятся в специализированной справочной литературе. Но, понимая суть дела, мы можем сделать несколько измерений авометром, и узнать, где какой вывод у биполярного транзистора и структуру его проводимости. А суть изделия такова: для проведения проверки представим себе транзистор как два диода, соединенные между собой либо анодами. Тогда мы имеем макет N-P-N структуры. А, соединив вместе катоды, получим Р-N-P структуру. При этом точка соединения выводов диода имитирует вывод база транзистора. Если подключить прибор "плюсом" к базе транзистора N-P-N структуры, то стрелка отклонится на значительный угол при подключении "минус" на каждый из катодов (коллектор и эмиттер). Это будет свидетельствовать об исправном компоненте. В тоже время при смене полярности стрелка отклониться не должна. Для структуры P-N-P проводимости все должно произойти с точностью до "наоборот". Неисправность транзистора имеет обычно вид полного обрыва или короткого замыкания (фото 5).

По аналогии "прозвонки" макета биполярного транзистора, "прозваниваем" поочередно между выводами, изменяя полярность подключения прибора. Достаточно быстро обнаружим и структуру, и вывод базы транзистора. Между выводами коллектор и эмиттер у исправного транзистора должен появиться показатель, близкий к значению бесконечности. Определить, который из выводов коллектор, можно по конструкции корпуса обычно он выполнен заодно с корпусом или пластиной теплоотвода. Если устройство другое, тогда только включение в схему даст возможность определить этот вывод. Поскольку мы при ремонте автомобиля пытаемся выявить неисправный транзистор, то проверять его будем включенным в схему. А вот в этом деле уже есть некоторые особенности, с ними мы будем подробно знакомиться дальше по ходу изучения возможностей Авометра.
Сергей Григорьев
АвтоМастер