Четыре критерия выбора станка для проточки тормозных дисков
На рынке появилось много станков для проточки тормозных дисков. В этой статье я остановлюсь на тех моделях, которые используют принцип проточки непосредственно на автомобиле, не снимая диска.
Метод проточки диска непосредственно по оси ступицы гарантирует отсутствие биений и параллельность рабочих поверхностей диска, что сделало его наиболее популярным. Многие производители автомобилей приняли его как обязательную процедуру при замене колодок и даже тормозных дисков.
Чтобы понять, какой же станок выбрать, я хочу остановиться на критериях, которые, по моему мнению, важны при выборе.
Точильный станок монтируется специальными креплениями на места установки тормозного суппорта (рис.1). Так как на различных автомобилях исполнение крепления суппорта различное, то у нас появляется первый критерий, на который необходимо обращать внимание, а именно максимально полный набор специальных кронштейнов для установки точильного станка на посадочные места суппорта.
Далее. Во время проточки диска ось автомобиля вращается специальным приводом, а резцы смещаются от меньшего радиуса тормозного диска к большему. Вращение оси автомобиля происходит на определенной угловой скорости w, а подача резца - на определенной линейной скорости Vn. Линейная скорость диска в точке соприкосновения резца будет ровняться Vд=r*w, где r -это расстояние от оси диска к точке соприкосновения резца (рис. 2 "Тормозной диск").
Так как резец смещается в сторону большего радиуса диска, то скорость Vд будет расти, а линейная скорость подачи резца останется неизменной. Возле меньшего радиуса диска линейная скорость Vd будет меньше. На краю диска, соответственно, линейная скорость будет больше:
1) Vn < Yд - линейная скорость вращения диска больше скорости подачи резца;
2) Vn = Yд - линейная скорость вращения диска равна скорости подачи резца;
3) Vn > Yд - линейная скорость вращения диска меньше скорости подачи резца.
Максимальная линейная скорость диска Vд напрямую зависит от радиуса тормозного диска, а радиусы дисков бывают разных размеров. Первый и второй случаи обеспечивают качественную обработку дисков, поэтому я на них заострять внимание не буду. Но в третьем случае будет возникать спираль (рис. 3 "Тормозной диск, торцевая проекция").
Это приведёт к высокой шероховатости диска при обработке (особенно для дисков с большими диаметрами) и не будет обеспечивать 100% прилегания пары колодка/диск (рис. 4).
Избежать этого можно увеличив скорость вращения оси автомобиля w. Таким образом, вторым критерием при выборе станка является показатель того, может ли станок обеспечить изменение скорости вращения оси автомобиля w.
Обычно две поверхности диска обрабатываются одновременно. Один резец обрабатывает одну сторону, второй -одновременно вторую. Это обеспечивает параллельность рабочих поверхностей диска. Но, если резцы установить на разных уровнях прилегания, как показано на рисунках 5.1 или 5.2, будет возникать небольшой угол отклонения.
И из-за волн вибрации металла диска или крохотного биения подшипника, это приведет, в результате, к шероховатости диска. Поэтому третьим критерием при выборе станка является возможность обеспечить установку резцов так, как указано на рис. 5.3. Т. е. надо обращать внимание на конструкцию самого проточного станка, есть ли у него плавная регулировка крепления.
И последний, на мой взгляд, существенный критерий. При проточке дисков на СТО очень важно время выполнения услуги. Поэтому немаловажным фактом есть то, где проводить проточку дисков. Чтобы вращать ось автомобиля, необходимо автомобиль поднять на подъемнике. С другой стороны, достаточно "оторвать" одну ось от пола (в том случае, если это не 4WD), например, с помощью домкратов; или обе оси автомобиля с помощью шиномонтажной платформы. Если
привод вращения автомобиля станка для проточки дисков имеет такую возможность (точить диски на домкратах или платформе), то эту услугу можно оказывать и в условиях СТО, и в полевых условиях (шиномонтажный участок, пост замены масла, пр.). Таким образом, четвертым критерием при выборе будет наличие двойной базы установки привода вращения оси автомобиля.
Итак, основные критерии при выборе станка для проточки дисков:
1) Полный набор кронштейнов для крепления проточного станка
2) Возможность изменять скорость вращения оси автомобиля
3) Плавная регулировка для центрирования резцов
4) Двойная база
Надеюсь, эта статья поможет понять, на что необходимо обращать внимание при выборе станка для проточки тормозных дисков.
Валентин Судейкин
АвтоМастер