Регулятор напряжения
Для правильной и долговечной работы приборов электрооборудования автомобиля, в первую очередь аккумуляторной батареи, необходимо обеспечить постоянное, в определенных пределах напряжение в бортовой сети. Величина его не должна зависеть от нагрузки, то есть количества и мощности включаемых потребителей — фар, вентилятора и др. Ведает этим прибор, называемый регулятором напряжения. В последние годы электромеханические конструкции вытесняются более совершенными электронными приборами. Один из таких новых приборов, выпускаемых промышленностью в качестве товаров народного потребления,— регулятор напряжения РН-4. Рассказывает о нем один из разработчиков инженер Л. СИНЕЛЬНИКОВ.
Электронный регулятор напряжения РН-4 (см. фото) предназначен для работы в системе электрооборудования «жигулей». Его можно использовать и в других 12-вольтовых однопроводных системах, снабженных генератором переменного тока с величиной тока возбуждения не более 3,2 А, со встроенным выпрямителем и соединением «минуса» с корпусом «(Москвич», ИЖ, «Волга»).
Регулятор выполняет две функции: автоматически поддерживает в заданных пределах напряжение на выводах аккумулятора и, в зависимости от его величины, включает и отключает контрольную лампу заряда.
На «жигулях» РН-4 ставят вместо двух штатных приборов — электромеханического РР 380 (или электронного интегрального регулятора напряжения Я112В) и реле включения контрольной лампы заряда аккумулятора РС702. Новый прибор повышает стабильность напряжения в бортовой электросети автомобиля и достоверность контроля за работой системы. Применяемые ныне на автомобилях как электромеханические (РР361, РР380 и т. п.,) так и электронные (РН-1, РН-2, 12.3702, РР350, Я112 разных модификаций и др.) регуляторы напряжения имеют один недостаток: они поддерживают напряжение в заданных пределах лишь на своих собственных выводах, а потому напряжение в бортовой электросети может намного превышать эту величину. Дело в том, что по цепи, к которой подключен регулятор на автомобиле, протекает значительный ток, являющийся суммарным током обмотки возбуждения генератора, катушки зажигания и прерывателя указателей поворота. Вследствие этого напряжение заряда аккумулятора зависит не только от самого регулятора, но и в немалой степени от величины сопротивления в цепи между выводами регулятора и аккумулятора. На новом, исправном автомобиле это сопротивление обычно не превышает 0,05—0,10 Ом. Однако в процессе эксплуатации из-за окисления и обгорания контактов в выключателе зажигания, ослабления пружин держателя предохранителя и по другим причинам оно увеличивается до 0,25— 0,35 Ом. Это приводит к перезаряду аккумулятора и сокращает срок его службы. Так, увеличение переходного сопротивления всего на 0,20 Ом при токе обмотки возбуждения 3 А вызывает рост напряжения заряда аккумулятора на 0,6 В, что для эксплуатации аккумулятора весьма нежелательно (повышение напряжения всего на 10—12% относительно оптимального сокращает срок службы аккумулятора и ламп в 2—2,5 раза).
Регулятор РН-4 свободен от этого недостатка благодаря наличию специального измерительного вывода, который подключается непосредственно к положительной клемме аккумулятора. Так устраняется влияние переходных сопротивлений и нагрузок в силовой цепи регулятора на величину поддерживаемого напряжения. А это существенно повышает стабильность напряжения в бортовой электросети автомобиля и упрощает ее обслуживание. Увеличивается срок службы ламп и аккумулятора, в который реже требуется доливать воду.
Другая особенность регулятора РН-4 в том, что он выполняет также функцию контроля за исправностью системы «генератор — регулятор — аккумулятор». Дело в том, что на «жигулях» способ контроля за работой этой системы — при помощи реле РС702, включающего лампу заряда аккумулятора, недостаточно достоверен. Контрольная лампа загорается лишь в том случае, если заряд аккумулятора полностью отсутствует. Когда же он недостаточен (например, из-за слабого натяжения ремня генератора или неисправности реле-регулятора РР380), а также чрезмерен (например, из-за спекания контактов реле-регулятора РР380), контрольная лампа остается отключенной и водитель не получает оповещения об аварийной ситуации в системе.
РН-4 устраняет эти недостатки. Контрольная лампа загорается при любой неисправности в системе и позволяет судить о степени заряженности батареи к расходе электроэнергии.
Чем полнее заряжен аккумулятор и чем меньше включено потребителей, при тем меньших оборотах двигателя погаснет контрольная лампа. И наоборот, контрольная лампа может гореть при включении каких-либо потребителей, например указателей поворота. Причем в этом случае контрольная лампа станет загораться и гаснуть синхронно с лампами указателей. При увеличении частоты вращения коленчатого вала или включении дополнительных потребителей мигание контрольной лампы прекратится.
Новый регулятор напряжения позволяет также контролировать исправность и натяжение ремня генератора. Если он проскальзывает, наблюдается следующее. При включении какого-либо мощного потребителя электроэнергии, например дальнего света фар, и малых оборотах двигателя, когда контрольная лампа еще горит, она не гаснет при любом увеличении оборотов. Становятся необязательными амперметр, вольтметр или какие-либо другие дополнительные контрольные приборы. например ПКЗА, СРТ-2, БАСК-4, «Тисса», «Светлячок» (см. «За рулем», 1983, Ni 11). Причем контроль при помощи регулятора РН-4 более удобен, так как предусматривает всего две оценки: «исправно» и «неисправно».
Схема подключения РН-4: 1 - РН-4; 2 замок зажигания; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — генератор Г221 (в скобках — обозначение выводов на генераторе Г250); 5 — контрольная лампа заряда аккумулятора.
Регулятор РН-4 выполнен полностью на кремниевых транзисторах и имеет малое внутреннее падение напряжения. В процессе эксплуатации он не требует ухода.
На «жигулях» с генератором Г221 и регулятором РР380 регулятор РН-4 монтируют вместо РР380 на те же шпильки крепления. Оранжевый и синий провода отключают от штеккеров «15» и «67» регулятора РР380 и подключают к одноименным выводам «15» и «67» РН-4.
На автомобилях с генератором Г222 и встроенным интегральным регулятором Я-112В, сблокированным со щеткодержателями в один узел (ВАЗ—2105, ВАЗ—2107 и другие), для установки РН-4 необходимо иметь щеточный узел старой конструкции (от генератора Г221) и дополнительный изолированный провод сечением не менее 2,5 мм3 и длиной 600—650 мм с двумя стандартными штеккерами на концах. РН-4 устанавливают на правый брызговик рядом с аккумулятором и закрепляют двумя самонарезающими винтами. Корпус регулятора должен иметь хороший электрический контакт с «массой» автомобиля.
От генератора Г222 отсоединяют оранжевый провод и снимают с него пластмассовую колодку. Затем этот провод вынимают из защитной трубки жгута проводов и подсоединяют свободным концом к клемме «15» РН-4.
Затем щеточный узел Г222 заменяют узлом старой конструкции от генератора Г221. Дополнительный провод со штеккерами на концах вставляют в защитную трубку вместо оранжевого провода. На штеккер, выходящий в сторону генератора, надевают снятую со штеккера оранжевого провода пластмассовую колодку и подключают ее к клемме «67» генератора. Другой штеккер дополнительного провода подсоединяют к клемме «67» РН-4.
Черный провод отключают от клеммы «30/51» реле РС702, освобождают его на необходимую длину из общего жгута проводов, прокладывают вместе с проводами штатного жгута (если это необходимо) и подключают к одноименной клемме («30/51») РН-4. Остальные провода также отключают от реле РС702, изолируют и закрепляют в удобном месте изоляционной лентой.
Красный провод вывода « + » регулятора, снабженный на конце наконечником с отверстием диаметром 6,5 мм, прокладывают вместе с проводами штатного жгута (если это необходимо) к аккумулятору и закрепляют гайкой на его положительной клемме.
Когда РН-4 применяют на автомобилях других марок, его устанавливают в месте, где температура окружающей среды не превышает +65° С. Подключают регулятор в соответствии с приведенной здесь схемой. Если нет щеточного узла прежней конструкции, генератор со встроенным интегральным регулятором на «Москвиче» можно подключить к РН-4, как рекомендовано в журнале «За рулем» (1981, 7, с. 28). Контрольную лампу заряда аккумулятора. когда в системе есть амперметр, можно не подключать (вывод «30/51» остается свободным).
При установке РН-4 запрещается даже кратковременно замыкать его выводы на корпус. Столь же опасно неправильно подключать подводящие провода — это приводит к выходу регулятора из строя. Поэтому на время монтажа прибора аккумулятор обязательно отсоединяют.
В заключение отметим некоторые особенности эксплуатации РН-4. Иногда после установки регулятора на старом автомобиле контрольная лампа перестает гаснуть даже при самых больших оборотах двигателя, хотя до установки регулятора со штатными приборами РР380 и РС702 она гасла сразу же после пуска мотора. Это явление нельзя воспринимать как неисправность регулятора. Здесь «виноват» генератор, у которого износились или замаслились контактные кольца, ослабли или поломались пружины щеток и т. п. Из-за этого возросло сопротивление в цепи обмотки возбуждения, и ток, проходящий через нее, не достигает необходимой величины. Напряжение в бортовой электросети все время ниже нормы. Аккумулятор систематически недозаряжается. Со штатными приборами РР380 и РС702 лампа гасла, и водитель ничего не знал о неисправности в системе, поскольку расход электроэнергии был мал.
Проверить исправность генератора можно следующим образом. Отключают от регулятора провода со штеккерами «15» и «67» и соединяют их между собой накоротко, надежно изолировав от «массы». Затем измеряют напряжение на выводах аккумулятора при средних частотах вращения коленчатого вала (2500—3500 об/мин). Если напряжение меньше 14 В — неисправен генератор, если больше 15 В — неисправен регулятор.
Кроме этого, при наличии омметра измеряют сопротивление между концом провода со штеккером «67» (предварительно отключив его от регулятора) и «массой» при остановленном двигателе и выключенном зажигании. Если оно больше 5 Ом — генератор неисправен. Обороты холостого хода при установке регулятора желательно отрегулировать таким образом, чтобы контрольная лампа заряда аккумулятора горела. Это увеличит достоверность контроля системы, так как водитель будет периодически получать информацию об исправности самой лампы.
Если контрольная лампа не гаснет при увеличении оборотов и отключении потребителей, ищите неисправность в системе. В этом случае следует проверить генератор, регулятор, аккумулятор, электрическую проводку и (у «жигулей») предохранитель № 10.
Когда аккумулятор перезаряжается, появляются брызги электролита на его поверхности и требуется частая доливка дистиллированной воды, следует в первую очередь проверить сам аккумулятор. Для этого надо измерить напряжение на его выводах при неработающем двигателе. Если оно меньше 11 В— аккумулятор неисправен. Причиной может быть выход из строя одной из банок.