На чём сидим?
Вопрос может показаться странным и даже неприличным лишь на первый взгляд.
Кому повезло больше, тот сидит на нефти и газе: банкиры - на деньгах (пусть на чужих, но все равно приятно!).
Директор зоопарка - на мясе для зверей. Чиновники - на льготах, которые распределяют. Ному повезло меньше, те сидят на «бобах», кое-rто на игле, а некоторые не приведи, Господи! - и вовсе на нарах сидят.
Ну а мы с Вами, дорогой читатель, относимся к самой многочисленной категории — сидящих в автомобилях. И потому сидим, как это и положено, в автомобильных креслах. Определяя окончательно предмет нашего интереса, уточним — водительское кресло автомобиля «Нива».
Поначалу с водительского кресла спрос был невелик. Представляло оно собой незамысловатую скамейку или табурет. Есть куда водителю пятую точку пристроить, и ладно. Первые десятилетия серийного строительства автомобиля старались сделать более комфортными прежде всего кресла пассажиров. С развитием двигателестроения и ростом скорости автомобилей становится ясно, что от удобства рабочего места водителя зависят жизни в том числе и пассажиров.
Кресло на одном из первых автомобилей Даймлера |
Водительскому креслу уделяется все больше внимания разработчиками новых автомобилей. Параллельно стремительно развивается авиация. Требования к пилотскому креслу поршневого самолета—истребителя 1938-43 гг были значительно выше, чем к водительскому креслу автомобиля тех времен. И поэтому развитие авиационных кресел экипажа уходит далеко вперед. Одновременно начинаются пути совершенствования кресел автомобильных. Это и увеличение прочности каркаса, и создание анатомической структуры мягкой спинки, и все большее число потребительских регулировок. На рубеже 70-х кресла стали оснащаться ремнями безопасности. Длину диагонального ремня необходимо было подгонять по комплекции. Позже появились инерционные катушки, конечно же, перекочевавшие на автомобиль с смаолёта. И вот сейчас мы имеем те кресла, что устанавливают в автомобили, сходящие с конвейера. А что, собственно, имеем мы, поклонники «полного привода»? Под «пятой точкой» мы имеем достаточно примитивное сооружение для сидения, изготовленное, к тому же, по известному советскому лозунгу об экономной экономике. Все кресла АвтоВАЗа имеют каркас, отштампованный из тонкого листа с отверстиями. К каркасу приклеены незамысловатые поролоновые мягкости. Владельцы «жигулей» со стажем считают весьма полезным замену штатных сидений на кресла, купленные по дешевке с разбитой иномарки. Особенно хороши немецкие сиденья.
А нам с вами и всем владельцам вазовских внедорожников Нива с местами для сидения особенно не повезло. Создатели Нивы, заботясь о приемлемом удобстве посадки-высадки пассажиров заднего дивана, разработали уникальные по конструкции кресла. При поднятии бокового стопора не только откидывается к лобовому стеклу спинка, по и одновременно сдвигается вперед всё кресло*, освобождая проход назад.
Расплатой за комфорт является недостаточная прочность и надежность в целом достаточно удобной, но слишком уж хитроумной конструкции перемещения кресла Нивы. На практике механизм изнашивается и разрушается в первые три года эксплуатации машины. И практически перед каждым нивоводом рано или поздно встает проблема либо ремонта, либо замены водительского кресла. Даже если не пользоваться капризным механизмом (сажать пассажиров только справа), спинка кресла в конце концов изламывается. Водитель вынужден управлять прыгающим внедорожником на мягком табурете. Такой оборот побуждает к немедленному решению «кресельной» проблемы.
Из чего же мы можем выбирать решения? Как правило, это один из вариантов, приведенных в таблице.
О последнем варианте поговорим подробнее. Именно он представляется более привлекательным, так как конвейерная проблема решается окончательно, а автомобиль может приобрести новые, эксклюзивные качества. Что только не устанавливают любители легкого
внедорожника вместо ненадежного родного кресла! Нам приходилось видеть и дорогие фирменные кресла известных западных тюнинговых фирм, и даже самодельные спортивные «ковши», представляющие собой обтянутый лентами трубчатый каркас. Некоторые даже не дожидаются, пока конструкция сломается, а сразу после покупки Нивы подбирают парочку изящных импортных кресел на свой вкус, и меняют штатные сиденья. Часто это сопровождается еще и заменой колесных дисков м покрышками. Правда, одновременная замена родных кресел на, скажем, «Recaro», а резины Вли-5 на, например, DLINLOP, потребует более 1200 долларов свободных средств и потому устроит не каждого.
Не так давно фирма «Лайском» стала предлагать автолюбителям установку эксклюзивных кресел собственного производства под брендом «UNP». Причем Вам предлагается выбрать свое кресло из восьми базовых моделей: классик, спорт, бренд, комфорт, экстрим, спорт-комфорт, спорт-экстрим и экстрим-бренд. Вы также выбираете цвет обивки своего кресла. Оно может быть как многоцветным, так и однотонным. А также можете дооснастить сиденье из целого списка позиций дополнительного оборудования. Это возможность откидывания вперед, подогрев, вышитый логотип, регулируемый поясничный упор. Последняя опция очень оригинальна. Упор пневматический. Его объем и жесткость регулируются грушей, расположенной под правой рукой. На наших клубных машинах прошли испытания несколько таких кресел UN Р. Эти изделия оставили о себе самые хорошие впечатления. Вот некоторые очевидные плюсы, получаемые Нивой с этими креслами:
• Посадка водителя выше, чем в штатном кресле. Это еще больше улучшает и без того хороший обзор и дарит дополнительную уверенность. В кресле замечательная фиксация, что даст дополнительное чувство машины.
• Возможность регулировать жесткость поясничного упора исключает утомляемость в дальних поездках
Кресла очень прочные, их опытные образцы выдержали сертификационные испытания на соответствие Правилам 17-07 ЕЭК ООН. Их прочность видна сразу — под каркасом на салазках расположились мощные нормализованные утолки из стального проката размером 50x40x4 мм В машину сиденья устанавливаются через коробчатые переходники. По ощущениям, такое кресло по прочности превзойдет любое с серийной иномарки. Изготовители дают гарантию в течение полутора лет эксплуатации.
Но самое удивительное — это цена изделий. Если бы .мне сказали, что я могу поменять свой развалившийся стул на седло с эксклюзивными характеристиками менее чем за две сотни «зеленых» — ни за что не поверил бы. А между тем, изделие Лайскома серии «Комфорт» в стандартной комплектации стоит около 150 долларов. Просто невероятно! ¦