Тест масел для двигателя, с расчётом на зимнюю эксплуатацию
Из новостей прошлых лет: Кемеровская область, морозы стоят рекордные. Зафиксирована температура —57°С. Телесюжет из г. Кемерова. По мертвым городским кварталам Уазик тащит па буксире Газель, у которой не вращаются задние колёса... Комментарий ведущего: «От холода машины ломаются». Уже этой зимой поступило сообщение о морозах к 45°С из Тувы.
Такие морозы, немыслимые для Европы или США, случаются па территории россии каждую зиму. В минувшее рождество автомобилисты центральных районов и Москвы ощутили прелести утреннего пуска двигателя после холодной ночевки при —30°С. Благодаря усилиям немалого числа продавцов моторных масел, в нашем сознании успешный пуск холодной зимой ассоциируется с хорошим синтетическим маслом.
В рекламе тех или иных сортов моторных масел нет недостатка. Задействован весь арсеналмедиа-специалистов. Броские телесюжеты в самых популярных передачах, бесплатные красочные листовки в автомагазинах, перетяжки на центральных улицах. Даже с бортов городских троллейбусов и трамваев на нас смотрят знакомые канистры с предлагаемым продуктом. Тиражные автомобильные издания тоже любят «масляную» тему, но никто не даст ответа на вопрос, по каким критериям я могу выбрать моторное масло для своей конкретной машины и быть уверенным, что не ошибся.
В самом деле, если обратиться к печатным материалам, то из них следует, что использовать можно только те масла, о которых идет речь в этом материале. Приводятся скучные таблицы, где оцениваются характеристики, абсолютно ничего не говорящие рядовому автолюбителю, например: зольность, кислотность, парафиносодержание и тд. Это никак напрямую не увязывается с нашим желанием купить подходящее масло по приемлемой цене.
Эта статья была задумана давно, но при ее подготовке мы решили опросить как можно большее число своих знакомых автомобилистов с целью выяснить, какими критериями они руководствуются, покупая моторное масло.
Группа испытуемых была выбрана с акцептом на самые универсальные и покупаемые масла с вязкостью 10w40 |
Результаты заслуживают внимания читателя. К нашему удивлению, выяснилось, например, что зольность, кислотность, а уж тем более способ очистки масла (сольвентный или гидрокрекинг) не только почти никого не интересует, но даже не относятся автомобилистами к числу показателей, которые стоит учитывать при покупке. Водители со стажем более пяти лет разбираются в показателях вязкости. В основном же при выборе масла или в советах товарищей называется марка масла и цвет канистры. Большинство напрямую соотносят качество и цену масла. Еще встречается мнение, усиленно культивируемое частью производителей, что современные масла в основе своей одинаковы и отличаются лишь присадками. вoт по присадкам, стало быть, и выбирай то, что тебе нужно.
Полный привод и Нива не терпят легкомысленного к себе отношения, потому и у нас появилось желание вывести «масляный» вопрос на чистую воду. В переносном смысле, конечно. В прямом — танкер «Престиж» настолько преуспел, что тягаться с ним сложно. Испании и Франции этот «престижный» вопрос не на один год головной болью отзовется. ну а как же все-таки решать свой личный вопрос, чтобы он головной боли не доставлял.
Предлагаем свою версию решения этой задачи.
Начнем с азов. Зачем двигателю масло? Чтобы снизить износ во всех сопрягаемых парах трения и сохранить моторесурс. С этой задачей абстрактно может справиться любая консистентная смазка вроде литола или графитовой. Почему требуется жидкое масло? Процесс смазки двигателя динамичен и растянут по времени. То есть смазка невозможна одномоментно во всех точках, а значит, консистентные смазки не годятся. Рабочее тело системы смазки (жидкое масло) подается из резервуара (картера двигателя) под давлением, создаваемым самим же двигателем. Точнее, масляным насосом, производительность которого зависит от оборотов коленчатого вала.
Теперь самое время обратиться к известным постулатам. Обобщая выводы многих исследователей ресурса двигателей внутреннего сгорания (ДВС), делаем заключение, общее для всех специалистов: «Значительный износ двигателя автомобиля происходит во время пуска». Источники разнятся, называя процент этого «пускового износа»: от 30 до 80 процентов. Выберем условно значение в 50%. А теперь вдумаемся в эту цифру. 50 процентов — это половина. Мы вырабатываем моторесурс своего движка в течение десятков тысяч часов, после сотен тысяч километров пробега. В результате этой эксплуатации двигатель изнашивается и оказывается непригодным к дальнейшей работе, но половина этого износа слагается из пусков мотора. Впечатляет, неправда ли? Если дать себе труд хотя бы ненадолго задуматься над этими фактами, сам собой напрашивается сенсационный, но вполне логичный вывод: для продления службы мотора его не следует глушить. Конечно, цены на топливо и социальные условия эксплуатации автомобиля не позволят на практике реализовать наш вывод. В подтверждение его правильности приведем известные случаи экстремальной эксплуатации ДВС. Зимовщики на наших арктических и антарктических станциях не глушат свои тягачи и другую технику в продолжение всей вахты (в среднем — 6 месяцев). Не глушили моторы своих боевых машин на ночь в зимних условиях в некоторых моторизованных частях Красной Армии во время финского вооруженного конфликта. А в период Великой Отечественной войны 1941-45 г это широко практиковалось обеими противоборствующими сторонами в зимний период.
При дальнейшем анализе напрашивается рецепт продления срока службы наших моторов — нужно снижать износ при холодным пуске. Как снизить этот износ? Вот тут мы и подходим к главному. Износ вызывается отсутствием масла в узлах трения ДВС. Скорость доставки туда масла напрямую зависит от текучести данного сорта масла в конкретных условиях. Так как при холодном пуске летом (температуры 12...З0'С) вязкость масла обеспечивает достаточную текучесть, за летний пуск можно нe опасаться. А вот зимний пуск заслуживает пристального внимания. Если масло замерзло, оно не будет подано весьма маломощным насосом к участкам трения ДВС. Мотор, если его запустить в таком состоянии, станет работать «в сухую», то есть без масла. В эти секунды и происходит интенсивный износ, могут появиться микрозадиры на зеркале цилиндров. Если через несколько секунд разжиженное масло не поступит в двигатель — последствия будут катастрофическими. И тогда дорогой капитальный ремонт неизбежен. Рассуждая таким образом, мы и решили проверить наиболее популярные сорта моторных масел «на вшивость», извините, на текучесть. Именно прокачиваемость, возможная только при удовлетворительной текучести, и «продлевает жизнь» нашим двигателям при зимних пусках.
Испытания
Проверка текучести масел осуществлялась в четырех температурных точках с целью построения кривой текучести для каждого масла. Текучесть измерялась при +40, +20, 0 и — 18°С. Образец помещался в типовую лабораторную реторту, обозначенную номером. Лаборант не знал, с каким маслом он работает. После доведения до соответствующей температуры образец подвергался проверке текучести на вискозиметре. Текучесть измерялась в секундах (длительность времени, за которое объем вискозиметра освобождался от масла).
Основными участниками теста стали масла с вязкостью 10w по SAE, (см. табл. 1). Почему мы выбрали именно их? Известно. что проблем с зимним пуском не возникает с маслами категорий 5w и 0w. Что естественно — это полностью синтетические или полусинтетические масла, специально созданные для зимней эксплуатации. Они имеют широкий диапазон используемых температур, по их главный недостаток — высокая цена (около 1 000 руб. за 4 л). В то же время на рынке существует большое число универсальных масел (как правило, полусинтетических) с вязкостью 10w40, имеющих вдвое (а то и втрое) меньшую цену. Многие производители утверждают, что эти масла оптимальны для зимнего применения и обеспечивают устойчивый холодный пуск вплоть до —25°С! Вот эти утверждения нам и захотелось проверить.
Табл. 1. Характеристики тестированных масел
Название | Страна изготовления | Вязкость SAE | Цена за литр, руб. | Тип | Заявленный диапазон Т | Измеренная текучесть, сек, при: -18, 0, +20, +40 | |||
Spectrol Turbo Universal | RU | 10w40 | 150 | п/с | -30 | 327 | 128 | 50 | 28 |
Spectrol Dipcurier | RU | 10w50 | 160 | п/с | -40 | 440 | 161 | 73 | 32 |
Spectrol Gaiax | RU | 5w50 | 210 | с | - | 270 | 119 | 49 | 30 |
Spectrol Capital | RU | 5w30 | 150 | п/с | -45 | 328 | 135 | 44 | 25 |
Лукойл Стандарт | RU | 10w40 | 45 | м | - | 745 | 191 | 54 | 36 |
Shell Helix | FIN | 5w30 | 80 | м | -20 и ниже | 405 | 107 | 37 | 26 |
Луксойл | RU | 10w30 | 35 | м | -30 | 8 | 140 | 44 | 25 |
Liqui Moly MoS02 | GER | 10w40 | 203 | п/с | - | 438 | 197 | 65 | 38 |
Liqui Moly | GER | 10w40 | 206 | п/с | - | 326 | 140 | 58 | 32 |
Elf Competition Sti | FR | 10w40 | 190 | П/С | "оч.холодн." | 172 | 48 | 35 | |
Shevron | EU | 10w40 | 200 | п/с | - | 417 | 152 | 58 | 39 |
Statoil Super Way | SWE | 10w40 | 150 | п/с | -39 | 372 | 143 | 52 | 36 |
Valvoline DuraBlend | 10w40 | н.д. | п/с | - | 396 | 141 | 56 | 33 | |
WellRun | 10w40 | н.д. | п/с | - | 388 | 138 | 54 | 31 |
Группа участников теста перед заливом в визкозиметр. Хорошо заметен различный внешний вид масел. При проведении замеров лаборант не знал, с каким именно маслом он работал .
В вискозиметре измеряется скорость вытекания масла под действием силы тяжести через узкий канал. В случае с луксойловским образцом (справа) ло вискозиметра дело не дошло — масло в буквальном смысле примерзло к широкому дну реторты
Для получения представления о сравнительных свойствах масел с различной основой, кроме полусинтетических масел, маркируемых производителями 10w40, испытаниям были подвергнуты некоторые сорта, не соответствующие данным условиям. Ими стали минеральное масло Shell 5w30, полусинтетическое Spectrol 5w30 и «синтетика» Spectrol 5w50.
результаты испытаний текучести и некоторые справочные данные сведены в таблицу 1.11а стр. 14—15 приведены графики, построенные по результатам нашего теста в координатах "температура-текучесть". Хорошо видны зоны текучести, и точка замерзания одного из образцов. Неудачником оказалось минеральное масло Луксойл 10w30. При температуре —18°С этот образец полностью утратил жидкообразное состояние и застыл (см. фото слева). Производитель же дает нижнюю точку температурного диапазона в —25°С. Другим аутсайдером оказалась универсальная минералка Лукойла 10w40, которая сохранила минимальные показатели текучести. рискнем предположить, что даже самому мощному масляному насосу будет тяжело прокачать это масло. Вот и верь после этого рекламе и данным производителя! Также на графиках хорошо видно, что практически все тестированные нами импортные масла при низких температурах имеют близкие характеристики вязкости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Хорошей гарантией качества масла может служить допуск к его применению известных автопроизводителей. Так, например, полусинтетика Ликви Моли имеет допуск от Даймлер Крайслер (Мерседес) и от БМВ. По всем доступным нам параметрам оценки образцов (текучесть на морозе, динамика изменения вязкости при нагреве, защита от подделки) оба попавшие к нам образца заслуживают высшей оценки. на канистре обращает внимание предохранительный клапан на вытяжной воронке. Едва ли пираты станут утруждать себя изготовлением такой сложной канистры.
Компания Ликви Моли как производитель масел появилась в Германии в начале 40-х годов. Согласно легенде, Гитлер во время подготовки похода на россию, обсуждал проблемы своих бронетанковых корпусов. Главной из них маршал Гудериан назвал сильные морозы и невозможность пуска двигателя танка при низких температурах. Проблема была вынесена на обсуждение в соответствующих кругах. И два молодых немецких инженера предложили фюреру использовать моторное масло их собственной разработки. После испытаний масло было одобрено к применению в войсках Вермахта. Так родилась ныне всемирно известная фирма Ликви Моли. У пас на тесте было не только обычное, но и молибденосодержащее масло этой марки. Текучесть последнего оказалась несколько ниже, видимо, из-за наличия противоизносных частиц молибдена. последующее использование этою образца на двигателе со средней степенью износа привело к весьма положительным изменениям — росту компрессии от 0,1 до 0,2 МПа по цилиндрам и заметному снижению шума работающего мотора. Одна из интересных новинок компании — специальное моторное масло для спортивного применения, имеющее категорию вязкости 10w60. Это синтетическое масло с особым комплектом присадок способно удерживать необходимые физико-химические показатели даже при аварийном перегреве. Прочная маслянная пленка и стабильное давление масла в жару и на перегретом двигателе снижает вероятность задиров, уменьшает расход масла на угар. Такое масло будет интересно не только спортсменам, но и любителям прокатиться «с ветерком».
Однако хорошие иностранные масла достаточно дороги. А что могут противопоставить западным продуктам отечественные производители? После изучения рынка мы решили пристальнее присмотреться к продукции промышленной группы «Спектр Авто». Эта компания вот уже больше 10 лет предлагает продукты под торговой маркой Spectrol. Большое разнообразие видов масел с различными вязкостными диапазонами наводит на мысль, что имеешь дело с серьезным производителем. Так, кроме традиционного 10w40, выпускаются полусинтетические 5w30 и 10w50, а в 1999 г. Компания одной из первых в мире выпустила масло 0w50!
«Обычное» и молибденосодержащее масла Аикви Моли. Использование правого образца на двигателе со средней степенью износа одной из редакционной Нив привело к весьма положительным изменениям росту компрессии от 0,1 дo 0,2 МПа по цилиндрам и заметному снижению шума работающего мотора.
результаты испытания спектроловских масел заслуживают внимания стабильностью характеристик. А вот упаковка не выдерживает никакой критики. Угловатый дизайн, неэргономичные формы, а самое главное — канистры текут, если лежат на боку. В последнее время в продаже появился Spectrol в новых канистрах, эстетичных и герметичных. Достой ный российский продукт ДЛЯ самого привередливого покупателя.
Ну а тот, кто не экономит па ГСМ, может выбирать из самых последних новинок производителей с мировым именем Таковых в последнее время появилось па нашем рынке немало. О самых интересных из них — маслах Valvoline, STATOIL и WELLRUN - приведена информация на врезках к этой статье.
В дальнейшем мы будем продолжать подвергать собственным испытаниям наиболее интересные и распространенные образцы из присутствующих на рынке смазочных материалов. Не оставим без внимание и трансмиссионные масла. результаты таких испытаний, как мы с Вами смогли убедиться, нередко расходятся с заявлениями производителей.
Значительный износ двигателя автомобиля происходит во время пуска. Источники разнятся, называя процент этого «пускового износа»: от 30 до 80 процентов.
Сейчас приняты две разновидности классификаций моторных масел: по вязкости и по эксплуатационным свойствам (качеству). Классификация по вязкости SAE (Society of Automotive Engineers), принятая в США и Западной Европе, делит масла на 11 классов: 5 летних и 6 зимних. Всесезонные масла обозначаются двойным или дробным индексом - это означает, что при мищсоеых температурах масло удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним классам, а при плюсовых - к летним.
Нередко производители масел указывают температуру застывания - температуру, при которой масло практически полностью теряет текучесть. На самом же деле работоспособность моторного масла теряется при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным системой смазки двигателя.
Ниже представлены рекомендации применения зимних классов масел в зависимости от средних температур в регионе эксплуатации автомобиля: 0w до -30°С и ниже 5w до -25°С 10w до -20°С 15w до-15°С 20w до -10°С 25w до -5°С
Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» no SAE и выше (например, «50» no SAE). Масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, эадиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в «пробке», а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.
Любое моторное масло состоит из основы (базового масла) и присадок, которые призваны разнообразить его качество и свойства. По роду исходного сырья основы могут быть либо нефтяными (минеральными), либо синтетическими.
Синтетические масла обладают исключительно удачными вязкостно-температурными характеристиками. Это гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (-50 -60°С), очень высокий индекс вязкости (небольшое изменение вязкости в зависимости от изменений температуры), более высокая вязкость при рабочих температурах свыше 100°С (благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах) К прочим достоинствам синтетических масел можно отнести высокую термоокислительную стабильность - малую склонность к образованию нагаров и лаков (лаками называют откладывающиеся на горячих поверхностях прозрачные, очень прочные, практически ничем не растворимые пленки, состоящие из продуктов окисления), а также небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход на угар. Синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие - ведь разрушаются в первую очередь именно присадки.
Valvoline
Компания Valvoline (Вальволин) патриарх на рынке моторных масел. Не всем известно, что первое в мире моторное масло начал производить именно Valvoline. Было это в 1866 году, почти 140 лет назад. Тогда и автомобили то были в диковинку, не то что масла к ним! Одна из последних разработок компании - полусинтетическое масло MaxLife. По утверждению производителей, это первое и единственное масло, специально созданное для двигателей автомобилей, имеющих пробег более 100 тысяч км. По данным разработчика продукт имеет следующие особенности:
1. Специальный облагораживающий компонент восстанавливает эластичность резиновых уплотнений
2. Мощные детергенты устраняют нагарообразование
3. Превосходные вязкостно-температурные характеристики
4. Наличие модификатора трения, способствующего повышению мощности и экономичности двигателя
5. Особенно эффективные противоизносные присадки
Масло MaxLife одинаково эффективно продлевает жизнь бензиновых, дизельных двигателей, и двигателей, работающих на газе. Может использоваться как в отремонтированных двигателях, так и в моторах, не прошедших ремонт. На российском рынке представлено масло категории 10w40, хотя компания выпускает и другие варианты MaxLife.
STATOIL
Эти масла отличаются стабильно высоким качеством и максимально приспособлены к российским условиям эксплуатации, поскольку изготавливаются и обкатываются в северных регионах Западной Европы. Характеристики каждой партии приготовленного масла сравниваются на спектрографах с эталонными образцами и при необходимости корректируются до нормативных. Сбалансированный комплекс присадок гарантирует защиту от износа и коррозии, имеет хорошие моющие свойства, препятствующие образованию шлаковых отложений. Авангардный дизайн канистр, запаиваемых еще на конвейере, и имеющих предохранительное кольцо, исключающее несанкционированное вскрытие, обеспечивает хорошую защиту от подделки.
Доказательством высокого качества масел STATOIL является их использование в автоспорте. Эти продукты заливаются в узлы и агрегаты гоночных машин одной из самых известных в мире спортивных команд - Mitsubishi RallyArt. Популярны Statoil-овские масла и у отечественных спортсменов. Заводская команда УАЗа, выигравшая в 2002 году Чемпионат и Кубок россии по автокроссу, использует серийное моторное масло Statoil LaserWay 5w40.
В феврале начался серийный выпуск специального масла Statoil Special 10w40 Oil Old Cars, предназначенного для старых автомобилей (пробег 100 тыс. км. и выше). Предварительные испытания показали, что этот продукт существенно снижает дымность выхлопа и шумность мотора, вызванную работой изношенных клапанов и кулачков распредвала, а также продлевает ресурс двигателя.
WELLRUN
Смазочные материалы и автохимия WELLRUN производятся на одном из крупнейших европейских заводов в роттердаме. Участвовавшее в нашем тесте масло LL Plus - одна из новинок голландской компании. Это полусинтетическое масло с высокими эксплуатационными характеристиками, превышающее требования большинства автопроизводителей. Имеет допуск МерседесБенц, БМВ, Порше, Фольксваген.