LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Кто хозяин У ТОСОЛа?

Вопрос, вынесенный в заголовок, надо толковать в широком смысле, но в том, у кого он есть, тот, значит, и хозяин. Иначе хозяином можно было бы назвать и автолюбителя, кому, конечно, удалось завладеть им, пусть и помаявшись по магазинам. Если сказать еще несколько слов об автолюбителе, то надо отметить, что он, заполучив вожделенные 10 литров этого антифриза, тут же спешит... избавиться от них. Нет, он но сбывает ТОСОЛ первому встречному. Автолюбитель, как это предписывает ему инструкция по эксплуатации машины, сливает из двигателя старый антифриз и заливает только что купленный. С периодичностью в два года или через 60 тысяч километров пробега. То есть так делалось бы по замыслу химиков и автомобилестроителей, не окажись антифриз в разряде дефицитных товаров.

Вот я том, откуда возник дефицит, мы и хотим разобраться. Но вначале уточним понятия. ТОСОЛ/1 — это самая совершенная марка антифриза, рекомендованная всеми автозаводами для своих машин. промышленность выпускает и старые, более простые по составу антифризы марок «40» и «65», но их производство невелико. Прежде чем решиться приклеить ТОСОЛу ярлык дефицита — может быть дело но в проблемах производства, а всего лишь в издержках распределения его? — мы переговорили с теми, кто причастен к снабжению автомобилистов необходимыми эксплуатационными материалами. Начали с ВАЗа. Как-никак, а именно первый миллион «жигулей» десять лот назад всерьез заставил говорить о проблемах обслуживания и снабжения стремительно растущего парка индивидуальных автомобилей.

Официальный ответ «АвтоВАЗ техобслуживания», подписанный начальником отдела материально - технического снабжения Н. В. Кладко, нас, мягко говоря, озадачил. Самая мощная в стреме служба фирменного сервиса в точечно последних нескольких лот недополучают весьма заметную часть от заявленного количества ТОСОЛа. Но лучше обстоят дола и в республиканских системах «Автотехобслуживания».

Беседуя с нами, начальник отдела солей я главном управлении по снабжению и сбыту химической и резинотехнической продукции Госснаба СССР А. А. Цыпленкова сказала, что химическая промышленность из-за острого дефицита основного компонента ТОСОЛа — этиленгликоля не в состоянии полностью удовлетворить спрос автомобилистов на антифриз, хотя мощности по ого производству используются далеко не на сто процентов. Однако в нынешнем году дела пойдут лучше Промышленность полностью удовлетворит заявки Минторга СССР на антифризы марок «40» и в65», а ТОСОЛа А-40 торговля вместо заявленных 9500 тони получит 10 650. Были издержки и в распределении антифриза по регионам. Например, в 1983 году Главсеоероторг Министерства торговли РСФСР не выделил Магадану ни одного литра ТОСОЛа. Но и в этом году магазины далекого северного района получат лишь б тонн. Отвлечемся немного от тех трудностей, с которыми не только на Крайнем Севере приобретают ТОСОЛ, и поинтересуемся куда же сливают старый.

Любой автомобилист или работник автосервиса ответит с ходу: за забор у гаража, в канаву, да мало ли еще мест. На этот счет, кстати, ни в одной инструкции, даже для должностных лиц автосервиса, никаких указаний нет. А жаль!

Не будем здесь вычислять количество антифриза, выбрасываемого ежегодно из двигателей грузовиков. Думаем, что хорошая река из этого получится. Посмотрим на ее приток, который вытекает из моторов личных машин. Пусть не каждый, а только десятый из 10 миллионов их владельцев выльет на землю или в канализацию 10 литров старого антифриза. Полноводный получится приток и с целым букетом примечательных качеств. Во-первых, незамерзающий, а во-вторых, отравляющий. Составители заводских инструкций по эксплуатации не забывают предупредить владельца машины: основа любого антифриза этиленгликоль — яд, и, заливая его в радиатор, надо проявлять осторожность, иначе он испортит краску на автомобиле. Но разве не следует предупредить всех автомобилистов, что выливаемые на землю миллионы литров токсичной жидкости оставляют на ней более глубокий след, чем на краске собственного автомобиля?

Увы, влияние огромного количества этиленгликоля с такими же токсичными присадками, постоянно выливающегося из моторов на землю и в сточные воды, пока, видимо, не озадачило всерьез ни Госкомгидромет, на который возложен контроль за состоянием окружающей среды, ни Министерство водного хозяйства, инспектирующее сточные воды, ни Минздрав СССР с его управлением коммунальной гигиены, ни аналогичную службу Минздрава РСФСР. А вопрос стоит того, чтобы им всерьез заинтересоваться и со стороны экологической, и со стороны экономической. Вспомним в этой связи, что на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС по этому поводу указывалось: современные масштабы и темпы развития производительных сил требуют изменения отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Это задача большой экономической и социальной значимости. Ведь речь, по существу^ идет о здоровье людей и о бережном, хозяйском подходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы и будущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующие поколения. Все сказанное относится и к проблеме производства, распределения, потребления и, увы, уничтожения антифризов.

Известно, что основные компоненты ТОСОЛа и других антифризов — этиленгликоль, дистиллированная вода и комплекс присадок. За некоторый условно принятый срок службы или пробег антифриз в двигателе стареют. С этиленгликолем не происходит ничего, но срабатываются присадки, появляется мутная взвесь растворенной накипи, испаряется часть воды (температура кипения этиленгликоля 197,6е С), а при доливке ее «на глазок» изменяется плотность антифриза, и все это служит основанием для замены его. А по сути безвозвратно выбрасываются миллионы литров самого дорогостоящего в антифризе компонента — этиленгликоля.

Из беседы в Госснабе и Министерстве химической промышленности СССР мы поняли, что дефицит именно этой составляющей сдерживает производство ТОСОЛа в потребном автомобилистам количество. Но, если но перекрыть крен, через который этиленгликоль течет землю, возможно ли будет при стремительно растущем парке автомобилей решить проблему его дефицита? Даже неспециалист в подобной ситуации поинтересуется: нельзя ли отделить этиленгликоль от остальных компонентов и вновь пустить в дело? Зарубежный опыт подтверждает возможность регенерации этиленгликоля. И отечественные специалисты считают, что в принципе технических проблем здесь нет. Надо только ввести систему сбора и переработки сырья, то есть отработавшего свое антифриза. Но пока, видимо, до этого не доходят руки ни у Минхимпрома, связанного с производством, ни у Госснаба, ведающего распределением, ни в системе «Автотехобслуживания», прежде всего заинтересованной в удовлетворении спроса на ТОСОЛ. Справедливости ради надо отметить усилия, прилагаемый лабораторией ПТБ «Союзбытхима» при ВАЗе, чтобы организовать хотя бы в своей Куйбышевской области сбор старого ТОСОЛа и попытаться разработать методику выделения из него этиленгликоля на небольшой опытной установке. В масштабах же страны эта единственная ласточка, наверное, весны не сделает. Пока к проблеме не повернется лицом Министерство химической промышленности, дело будет продвигаться медленно.

Зададимся еще одним вопросом. А существует ли действительная необходимость сливать ТОСОЛ из мотора через предписанные ему сроки? Признаемся, автор этих строк на своем автомобиле проездил 90 тысяч километров и 10 лет без замены антифриза — не смог заставить себя при нормальной плотности и цвете ТОСОЛа потратить время и энергию на поиски свежей порции. Да и специалисты того же «Союзбытхима», как нам известно, с прошлого года исследуют физико-химические закономерности функциональной эффективности (попросту работоспособности) автомобильных антифризов, чтобы в итоге разработать методы оценки и пути повышения долговечности этих жидкостей. По плану работа должна завершиться о 1986 году, после чего автосервис получит рекомендации, как определять состояние антифриза и чем придать ему первоначальные свойства. Но ведь эти «как» и «чем» потребуют, наверно, оборудования для анализа и конкретны препаратов для добавки к антифризу. А это еще время, и немалое.

Заглянув в заводские инструкции по эксплуатации отечественных лотковых автомобилей, можно разыскать такую запись: «при отсутствии специальной охлаждающей жидкости ТОСОЛ А-40 допускается при температуре окружающего воздуха выше 0С применять чистую воду». Стало быть, и проблемы как но бывало? Часть года так проездить можно, а зимой} Морозы, как известно, у нас не редкость. Есть места, где они трещат по девять месяцев в году. Моторы же современных легковых автомобилей не приспособлены для эксплуатации с водой — нот сливных краников и конструкция системы охлаждения не позволяет при морозе заливать в мое воду.

Итак, круг замкнулся. Дабы правильно эксплуатировать автомобиль, завод рекомендует своевременно заменять старый антифриз новым. А какой антифриз считать старым, мы узнаем только в 1986 году, когда закончится исследовательская работа, посвященная этой теме. Но и тогда ТОСОЛ останется дефицитным товаром из-за отсутствия этиленгликоля, который стараниями миллионов автомобилистов еще долго будет пополнять роки и озера.

Во многих ведомствах побывали мы, чтобы получить ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Узнали, что у антифриза есть много временных владельцев, но нет, пожалуй, только одного постоянного и рачительного хозяина, который следил бы и за его производством, и за утилизацией, и за регенерацией и отвечал бы за полное удовлетворение спроса на этот продукт. В этом на сегодня, очевидно, суть проблемы.

Н. РАЗИНЧЕВ, редактор отдела эксплуатации и сервиса «За рулем»