LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Фары, которые не тускнеют

Вопрос к тем, у кого машина прослужила уже несколько лет: ярко ли светят её фары?
Не замечаете ли вы, что а те времена, когда автомобиль был совсем новым, они светили сильнее? Разумеется, вопрос этот чисто риторический и ответ известен заранее. Тот, кто утверждает, что фары его машины не потускнели, скорее всего, ездит по ночным дорогам редко и мало, так что проблема света его не беспокоит. А тот, кто ездит в темноте систематически, может не замечать как раз по причине постоянства наблюдений. Не замечаем же мы рост ребенка, которого видим каждый день. Вот и случается во время утомительной ночной поездки размышлять примерно так: «Что-то свет вроде слабоват! Может протереть фары? Или просто глаза устали? Ладно, доеду...» Потом все это забывается.

фары нивы свеятят тускло

Короче говоря, не подлежит сомнению тот факт, что фары со временем старятся и свет их слабеет. Но намного ли? Мы решили оценить это чисто практическим способом.

Наш ВАЗ—2101 прожил на свете около трех лет и пробежал почти 50 тысяч километров. Мы все еще считаем его свежим, хотя он в последнее время и вызывает размышления на ночной дороге, подобные упомянутым. Напомним, что ВАЗ—2101 комплектуют круглыми фарами типа ФГ-140 с европейским светораспределением. Источник света в них — двухнитевая лампа А12—45 : 40; габаритного света нет. Те же оптические элементы стоят на ВАЗ— 2102, ВАЗ—2121, ГАЗ—24, «запорожцах» последних лет, а также на некоторых модификациях «москвичей».

Тест организовали просто. Предварительно договорившись, подогнали машину к НИИ автоприборов, сняли оптические элементы фар (дальше для краткости будем называть их просто фарами) и отнесли в лабораторию. Специалисты поочередно устанавливали наши фары на испытательный стенд и оценивали единственный светотехнический показатель — максимальную силу света, которая, как известно, достигается в зоне оптической оси при включении нити дальнего света в лампе. Результат эксперимента таков: у правой фары — почти точно 20000 кд, у левой — чуточку больше. Практически максимальную силу света каждой фары можно считать равной 20000 к д. А сколько было у новых? Эту цифру можно назвать достаточно уверенно — 25 000 кд. Фары делаются на заводе точно, и показатели серийной продукции стабильны. Таким образом, за время эксплуатации наши фары состарились настолько, что сила света уменьшилась на 20%. Обидно, особенно если учесть, что среди современных конструкций головного освещения круглые фары ФГ-140 самые слабые. И прямоугольные, и четырехфарные системы заметно мощнее. Но может быть наш случай по каким-то причинам нетипичен? Нет, объяснили специалисты, результат обычный и даже неплохой. Обследование многих таксомоторных парков показало, что на «волгах»-такси за год работы (пробег 70—80 тысяч километров) характеристики фар ухудшаются на 10—30%. Почему же свет со временем слабеет? Основная причина — потускнение зеркальной поверхности отражателя фары, в первую очередь из-за попадающей сюда пыли и грязи. Ведь оптический элемент негерметичен, и воздух, который он при езде рассекает своим «лбом», проникает внутрь довольно свободно. Зажженная лампа сильно нагревается, и пыль пригорает к отражателю. А загерметизировать фару нельзя: это вызвало бы резкое увеличение се габарита, материалоемкости и стоимости. Есть и еще одно обстоятельство. Каждый автомобилист знает, что у долго работавшей лампы колба темнеет. Причина этого — осаждение частиц металла, испускаемых раскаленной нитью.

Оба упомянутых явления особенно заметны при интенсивной эксплуатации. Но у машины, стоящей на приколе, фары тоже стареют. Здесь преобладает другой фактор — коррозионное разрушение нежного алюминиевого зеркала на отражателе. Условия для этого благоприятны: влага в воздухе есть всегда, а проветривается фара плохо. В подобных условиях отражатель выходит из строя хотя и медленнее, чем при езде, но тоже достаточно быстро. Так что старение — процесс неизбежный.

Разумеется, читателю ясно, что разговор о старении фар мы повели вовсе не для того, чтобы просто констатировать этот факт. Специалисты давно озабочены разработкой и внедрением системы головного света, практически не подверженной старению. Решение, позволяющее получить этот эффект, известно: так называемая лампа-фара. Внешне это почти такой же оптический элемент, как и обычный, который состоит из стеклянного рассеивателя, металлического отражателя и лампы. В отличие от него лампа-фара — единая цельностеклянная конструкция, абсолютно герметичная, поскольку сама она по существу является лампой большого размера. Передняя стенка ее служит рассеивателем, а на внутреннюю поверхность задней стенки нанесено светоотражающее покрытие. В том месте, где у обычной фары расположена лампа, здесь размещены нити дальнего и ближнего света, а также экранирующие детали. На тыльной наружной стороне лампы-фары делаются выводы нитей, выполненные так, что на них надевается серийная подсоединительная колодка с проводами. Вот, собственно, и все. Довольно просто. Непросто было другое: отработать такую конструкцию лампы фары, чтобы она получилась технологичной, долговечной и недорогой, а затем освоить ее промышленное производство. Решение этой задачи потребовало долгого времени и многих усилий со стороны НИИ автоприборов и рязанского завода электронных приборов. Сейчас эти трудности преодолены. Первые лампы-фары ожидаются на прилавках в нынешнем году.

Каковы же основные особенности новинки с позиций потребителя?

Рисунок рассеивателя лампы-фары тот же, что у оптического элемента ФГ-140, а мощность нитей накала такая же, как у лампы А12—45-Ъ40. Соответственно и свет в обоих случаях одинаков, по крайней мере теоретически. Практически же лампа-фара нередко дает выигрыш: ее нити «намертво» сфокусированы прямо по отражателю, а фокусировка лампы зависит от точности и от состояния целого ряда переходных деталей. Но, как мы уже говорили, главное преимущество лампы-фары в том, что ее светотехнические показатели с течением времени практически не изменяются. Зеркальная поверхность отражателя находится в среде нейтрального газа, вследствие чего она и не корродирует (высокая температура на нее не действует). Что же касается осаждения частиц металла от раскаленной нити, то внутренняя поверхность элемента по сравнению с колбой лампы столь велика, что это явление остается совершенно незаметным.

Теперь немного экономики. Лампа фара отпугивает одним обстоятельством. Если в обычной лампочке перегорела нить, мы ее просто заменяем. Копеечное дело. А лампу-фару, понятно, надо менять целиком. Что ж, давайте посчитаем. По норме нить дальнего света в лампе служит 100 часов; при средней эксплуатации это три-четыре года. За время жизни двух ламп и фара состарится настолько, что ев нужно менять. Нить аналогичного назначения в лампе-фаре из-за более благоприятных условий служит вдвое дольше. Следовательно, в итоге и лампа-фара, и обычная фара проработают примерно одинаковый срок. Кстати, и цена у лампы-фары такая же, как у оптического элемента ФГ-140 вместе с лампой. Конечно, когда нить не перегорает, а отрывается из-за какого-то резкого удара, то выгоднее заменить лампу. Но так ли часты подобные случаи и так ли велика выгода, чтобы приносить ей в жертву столь ценное качество — стабильность головного света?

Получив в институте образцы ламп-фар, мы поставили их на машину. Операция эта не вызвала каких-либо затруднений: она просто ничем не отличается от обычной. Дождавшись вечера, выехали за город. Что ж, никакого чуда нет: просто хороший свет новых фар. Зато теперь ни пыль, ни грязь, ни влага им не страшны.

Сектор испытаний «ЗА РУЛЕМ»







Видео