Белая Нива — эмблема завода, красная Нива - эмлема...
Вновь мы обращаемся к «доведенным» отечественным автомобилям, и вновь нашими партнерами в этом разговоре стали специалисты московской фирмы Лада Инжиниринг, которые, взяв за основу стандартный BA3-21213, провели ряд конструктивных изменений. И хотя сегодня небольшими партиями на ВАЗе выпускаются «длинные» Нивы, —казалось бы, более привлекательные для тюнинга, но многие покупатели предпочитают старый, проверенный временем «короткобазник». Вот мы и решили оценить, к чему привело «лечение» Нивы фирмой Лада Инжиниринг, и какие при этом возникли побочные эффекты.
В нашем распоряжении два автомобиля: «чистый» BA3-21213 в стандартной заводской комплектации на шинах ВлИ-5 (это в качестве «печки») и BA3-21213 ЛИ — версия такой же Нивы от Лада Инжиниринг. Причем прошедшая доводку машина была предоставлена на испытания с двумя комплектами шин —отечественными И-340 195/70 R15 производства Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) с внедорожным рисунком протектора и шведскими шоссейными шинами Gislaved Speed 316Т размерности 195/65 R15. И те, и другие были смонтированы на легкосплавных дисках ФАСТ ВИЛС.
Изменения в конструкции
Прежде всего — о двигателе. Его рабочий объем увеличен до 1,8 литра против 1,7 литра на «стандарте». Гидравлические амортизаторы подвески заменены на газонаполненные питерской фирмы Плаза, а в заднем мосту установлен дифференциал повышенного трения. Кроме того, здесь применен трехопорный рулевой механизм и появилась дополнительная шумоизоляция салона.
Все перечисленные особенности скрыты от глаз, а теперь — о том, что видно.
Внешность
Новое «оперение» от Лада Инжиниринг внесло в облик Нивы больше «джиповости», но при этом не превратило кузов в пеструю новогоднюю елку. Появились аккуратные пластиковые накладки на крылья и пороги, а еше — хромированные подножки, об истинном предназначении которых мы узнали позже, а поначалу были даже удивлены — ведь при входе в салон подножка может помочь разве что людям совсем маленького роста или детям, садящимся на заднее сиденье. А вот на тяжелой дороге... Но об этом позже.
Не изменила себе Лада Инжиниринг и в стиле раскраски кузова, хотя точнее это назвать аппликацией. Наклеенные на борта серые прямоугольнички различных оттенков расположены так, что создается иллюзия движения. Все со вкусом, но без «перебора».
Спереди автомобиль защищен хромированным «кенгурятником», имеющим в центральной части кронштейны для установки двух дополнительных фар. И моторный отсек имеет свою защиту в виде решетки из труб.
Интерьер Нивы стал гораздо уютней и респектабельней, однако «баранка» МОМО, при всех ее прелестях, «съела» солидную часть приборной информации
Запасное колесо из подкапотного пространства перекочевало назад и теперь закреплено на специальном кронштейне как у больших «взрослых» джипов. Кроме «джипового» имиджа такое перемещение обусловлено тем, что более широкое колесо просто не помешается под капотом на месте штатной «запаски». Правда, теперь более широкое и еще более дорогое колесико выставлено напоказ и стало лакомой приманкой для автожуликов.
Внутри
Поскольку BA3-21213 уже побывал на редакционных испытаниях, то здесь мы главное внимание уделили отличиям тюнинговой версии от «стандарта».
Сиденья обрели кожаную обивку с матерчатыми вставками под цвет кузова. По конструкции и регулировкам они идентичны штатным «стульям».
Большая четырехспицевая «баранка» заменена на фирменный руль МОМО с кожаным покрытием. Диаметр руля при этом уменьшился с 400 мм до 385 мм, что, увы, плохо сказалось на «читаемости» приборов. Теперь, управляя Нивой, водитель лишен немалой части информации о скорости и оборотах двигателя, поскольку верхние сектора спидометра и тахометра перекрыты ободом руля. Неудобно пользоваться и звуковым сигналом — его клавиша глубоко утоплена в центре руля, и можно не успеть вовремя «подать голос» в критической ситуации. Зато в руках фирменный руль лежит намного лучше.
В обивке салона появились панели с ворсистым покрытием. Они заменили дермантин и пластик. Выглядит это лучше, но мыть такие панели будет сложнее, тем более, что оставить чистым салон при езде по раскисшим дорогам почти невозможно.
В крыше врезан люк, улучшающий как вентиляцию, так и освещение в салоне. Кстати, об освещении. Все стекла, кроме лобового, имеют затемнение, так что пассажиры защищены от палящих лучей солнца. В то же время степень тонировки выбрана так, что даже в пасмурную погоду у нас не возникало проблем с обзорностью — здесь отсутствует эффект «черного ящика».
А улучшению обзорности способствуют новые наружные зеркала большего размера с электрорегулировкой. Очень удобно!
Добавим к этому высококлассную магнитолу Clarion — и теперь перечень различий исчерпан.
Едем по асфальту
Сначала — о разгонной динамике.
Установив на BA3-21213 ЛИ шины И-340, начинаем ходовые испытания.
Казалось бы, наличие на тюнинговой машине более мощного двигателя предполагает лучшие динамические характеристики, но в действительности преимущества оказались очень незначительными: разве что чуть более уверенное движение на низких оборотах и возможность раньше использовать пятую передачу. И все. «Крутится» двигатель неохотно, и по темпу набора оборотов мало отличается от «стандарта». Мы объясняем это тем, что полноприводная трансмиссия с большими механическими потерями как бы рассеяла достоинства нового мотора.
Заметно динамичнее вела себя Нива на шинах Gislaved. Машина лучше катится, у нее больше выбег и, конечно, ощущается улучшение динамики разгона. Все закономерно: ведь у дорожных шин меньше сопротивление качению.
Шумы и вибрации
Обычно этот параметр мы описываем в конце, но применительно к Ниве порядок пришлось изменить — настолько плохо дело здесь обстоит с шумом. Прежде всего, сильный шум трансмиссии заставляет раньше использовать повышенные передачи, жертвуя динамикой. На стандартной машине сначала запевают шины ВлИ-5, а с 70—80 км/ч их начинает перекрывать голос трансмиссии. Перекричать же этот дуэт способен лишь двигатель, если его раскрутить до 4500— 5000 об/мин.
На тюнинговой версии дела обстоят чуть лучше. Несколько снизился общий уровень нежелательных звуков, проникающих в салон (сказалась дополнительная шумоизоляция) и особенно это заметно на задних сиденьях. Этому способствовали и другие шины. Причем разница по шумности качения между И-340 и самыми шумными ВлИ-5 такая же, как между Gislaved и И-340. То есть шведские шины оказались самыми тихими, и это не удивительно.-
Новые зубастые шины И-340 на легкосплавных дисках в сочетании с преображенным экстерьером добавили внешности Нивы «уверенности в себе»
Это дифференциал повышенного трения — «изюминка» в трансмиссии тюнинговой Нивы
Управляемость
Здесь нужно обязательно сказать несколько слов о стандартной Ниве ВАЗ21213. Она продемонстрировала большую кренистость кузова в поворотах и очень низкую чувствительность на повороты руля, а все реакиии автомобиля какие-то «размазанные», водитель не чувствует автомобиль. Плюс к тому — неприятно высокие усилия на руле.
Отмечен и такой неприятный «контраст». Двигаясь по прямой, водитель не ощущает каких-либо серьезных неудобств — машина не рыскает и легко подруливается. Но вот — впереди закрытый поворот, и вдруг оказалось, что он круче, чем ожидалось. Преодолевая большое усилие, докручиваем руль, но машина уж очень неохотно вписывается в заданную траекторию. Если при этом резко сбросить газ, то Нива сначала как бы «подломится» на заднее колесо, и после того, как «вильнет хвостом», уходит на дугу меньшего радиуса. Это особенно неожиданно, если водитель пересел на BA3-2I213, например, с «восьмерки», отличающейся остротой управления. Придется сделать значительную поправку на стиль езды, иначе не исключены плачевные последствия...
Удалось оценить поведение стандартной Нивы и на мокрой дороге. И тут шины ВлИ-5 оказались почти беспомощны: по мокрому асфальту автомобиль движется словно по зимней скользкой дороге. Чуть добавил газ в повороте — и мгновенно начинается скольжение наружу. Сцепные свойства шин на мокром асфальте очень плохие.
Поведение BA3-2I213 ЛИ на шинах И-340 сильно отличается от «стандарта». Мы сразу же отметили снижение усилий на руле. Теперь на Ниве можно спокойно, не выворачивая суставы, парковаться, применяя даже руление одной рукой. Очень существенное преимущество! Теперь по уровню усилий на рулевом колесе Нива приблизилась к ВАЗ-2108 и «сорок первому» Москвичу.
Двигаясь по прямой, автомобиль стал немного рыскать, что, вероятно, вызвано установкой колес с большим вылетом. Зато поведение в повороте сильно улучшилось. При той же чувствительности и меньших запаздываниях реакции на управляющие действия стали намного ровнее и однозначнее, уменьшились крены кузова. С увеличением тяги происходит снос передней оси, а при сбросе газа автомобиль переходит на меньший радиус поворота. Все как на переднем приводе, но с поправкой на то, что если автомобиль уже скользит, то открытие дроссельной заслонки приведет к развитию заноса.
Теперь — те же упражнения, но с шинами Gislaved. Преимущества машины возросли. Шведские шины обладают явно лучшими сцепными свойствами на асфальте, и особенно это заметно на мокрой дороге. Более «мягкие» в своих реакциях, они еше больше повысили надежность управления автомобилем.
Плавность хода
Здесь серьезных отличий между стандартным и тюнинговым вариантами отмечено не было. Правда, BA3-21213 ЛИ чуть подробнее повторяет профиль дороги, но при этом меньше раскачивается на пологих волнах. Передача ударов от мелких неровностей типа швов и стыков асфальта в дорожном покрытии в основном зависит от модели шины, и «очередность» здесь следующая: лучше всего проявили себя шины Gislaved — они самые мягкие и хорошо демпфируют удары, затем идут И-340, а на последнем месте ВлИ-5 — этой резине достаются все «шишки».
тормоза
По характеру замедления и управления торможением — минимум отличий. А вот устойчивость BA3-21213 ЛИ при торможении явно хуже. Связано это опять же с установкой колес с увеличенным вылетом, поскольку изменилось плечо обкатки, на котором действуют силы, прикладываемые к колесам. Теперь при торможении на неоднородном покрытии автомобиль тянет в сторону дороги с большим коэффициентом сцепления, да и руль норовит повернуться туда же. Все это водитель в состоянии контролировать и корректировать поворотом руля, но расслабиться, как на «стандарте», возможности нет.
По бездорожью
Испытания на проходимость мы провели в карьере с тяжелым песчаным грунтом и множеством косогоров, откосов и перегибов рельефа.
Вновь обув BA3-21213 ЛИ в более «боевые» шины И340, выдвигаемся на исходные позиции. Сначала — движение по дороге с глубокими колеями. Стандартный BA3-21213 едет без проблем, а тюнинговая Нива кое-где цепляет «брюхом» землю: сказывается уменьшение дорожного просвета из-за колес меньшего диаметра. С этим же мы столкнулись и при преодолении крутых перегибов дороги.
Тяговые возможности двигателей при движении по пересеченной местности также различаются незначительно, хотя движение внатяг на 1,8-литровом моторе оказалось чуть поудобнее из-за более высокого момента на низких оборотах.
Самым жестким испытанием стало преодоление двух препятствий. Во-первых, это попытки въезда на песчаный подъем градусов в сорок, и. во-вторых, проезд на малой скорости по неровностям, где автомобиль в какие-то моменты оказывается с диагонально вывешенными колесами.
Сначала — о подъеме. Естественно, ни один нормальный водитель не полезет на такую гору, не мобилизовав все возможности трансмиссии своей Нивы. Но ведь на «заряженной» Ниве, напомним, стоит межколесный дифференциал повышенного трения, и нам важно было оценить его влияние во всех режимах трансмиссии. Поэтому первую попытку предприняли с самым «свободным» состоянием трансмиссии, без включения понижающей передачи и межосевой блокировки.
Стартуем с места, без разгона. Забравшись на треть подъема, стандартный ВАЗ21213 зарывается в песок. Включение понижающей передачи дает продвижение еще на метр. Примерно столько же отвоевываем, блокируя межосевой дифференциал.
Это —диагональное вывешивание. И хотя прошедшая спецподготовку Нива выбиралась из таких ситуаций чуть увереннее, мы все же ожидали большего
Мы были удивлены тем, что и в этих условиях дорожные шведские шины Gislaved не ударили в грязь лицом
Эксперименты на ВАЗ21213 ЛИ, «обутом» в И-340, дают примерно те же результаты.
А самое интересное, что в этих условиях не ударили в грязь лицом и дорожные шины Gislaved: в песке они меньше зарывались, и Нива так же уверенно продвигалась вперед.
Теперь приступим к диагональному вывешиванию. Оказалось, что в этой ситуации колеса болтаются примерно на одной и той же высоте у обеих машин. Но у стандартной Нивы вывешенные колеса просто вращаются, несмотря на реализацию всех возможностей трансмиссии. А вот ВАЗ21213 ЛИ при этом дрожит, издавая громкое металлическое клацанье со стороны заднего моста: ведь там установлена блокировка — и, надо думать, сейчас машина пойдет* дальше. Ан нет! То ли коэффициент блокировки недостаточен, то ли в конструкции что-то не так, но сбросить автомобиль с коварного места с первой попытки не удается. И только враскачку газом, после нескольких попыток, Нива продолжила движение.
Справедливости ради скажем, что и стандартный BA3-21213 высвободился из «диагонального плена» сам — при помощи той же раскачки, но это потребовало гораздо больше времени. То есть блокировка дает эффект, но, увы, не только полезный, но и побочный, проявляющийся даже при самом безобидном повороте руля в движении: из заднего моста идут пугающие металлические хрусты, сопровождаемые вибрацией. Вряд ли это устроит владельца Нивы при обычной, «дорожной» эксплуатации.
«Легкий руль» на тюнинговой Ниве проявил себя двояко. С одной стороны, его удобней крутить, но с другой — на неровностях все удары жестко приходят на руль, а порой рулевое колесо вырывается из рук и мгновенно закручивается до отбоя. Виной тому не измененная конструкция рулевого механизма, а все те же колеса с увеличенным выносом. Так что лучше, если модные легкосплавные колеса будут делаться с наименьшими отклонениями от стандартных по части основных геометрических параметров, влияющих на удобство и надежность управления.
- Внешний вид и интерьер
- Управляемость
- Усилия на руле
- Неустойчивость при торможении
- Передача ударов от дороги на руль
- Уменьшение клиренса
В течение почти целого дня, проведенного в попытках установить внедорожные возможности Нивы, мы лишь однажды прибегнули к помощи извне. После очередного штурма песчаного косогора BA3-21213 ЛИ опасно сполз одним бортом в глубокую яму. Вперед не идет, а движение назад окончилось бы «вставанием на уши». Вот тут-то и выручила декоративная на первый взгляд подножка. Она с успехом выдержала троих человек, «открениваюших» кузов, — и автомобиль задним ходом выбрался из критического положения. На стандартной машине этот номер бы не прошел.
Итак, испытания на бездорожье выявили преимущества Нивы Лада Инжиниринг, хотя мы ожидали большего. Что касается шин, то шведские Gislaved, несмотря на явно «мирный» дорожный рисунок протектора, мало чем уступили И-340.
Что в итоге?
Тюнинг достиг своей цели - BA3-21213 ЛИ стал более универсален, чем серийная Нива. Не уступая ей на бездорожье, он выигрывает в надежности управления на твердых покрытиях, особенно в варианте с дорожными шинами Gislaved. Если к этому прибавить и улучшенный дизайн кузова и салона, то становится понятным то, что спрос на тюнинг Нивы достаточно велик, и ВАЗ21213 ЛИ по цене в 70 миллионов рублей (примерно S15000) находит своих покупателей. А обычные Нивы фирма Лада Инжиниринг продает за 39 миллионов рублей ($8700).
О. РАСТЕГАЕВ