Быстро и безопасно. Инструмент для выравнивания зазора свечи зажигания
До редакции оставалось уже не более двух кварталов, когда мотор нашей машины вдруг начал работать неровно. Заметно упала мощность, а когда остановились, отчетливо слышалось, что двигатель «троит» — не работает один цилиндр.
Ясно: отказала какая-то свеча. Чтобы выявить ее, предстояло проделать обычную в таких случаях процедуру — на работающем двигателе поочередно снимать провода со свечей, пока не найдется та, при отключении которой обороты коленчатого вала не падают. Работа эта неприятна тем, что при отсоединении провода нередко получаешь довольно сильный удар током, даже если для защиты берешь»в руку тряпку. Образно говоря, приходится выдерживать небольшую пытку.
Но на этот раз удалось ее избежать. Пока я собирался заняться с автомобилем, в редакцию пришел представитель завода счетных машин из г. Лубны Полтавской области. Он привез с собой изделия, которые это предприятие выпускает для автолюбителей. Среди них был маленький прибор с неоновой лампочкой, позволяющий обнаружить ток высокого напряжения в свечном проводе, а значит определить, работает ли свеча.
На ловца и зверь бежит — обрадовался я. Тут же вышли к машине, пустили двигатель и, прикладывая контакт прибора к свечным проводам, увидели, как мерцает лампа в такт оборотам коленчатого вала. Мерцает на всех проводах, кроме провода третьего цилиндра. Вывернули свечу. Причина ясна: изолятор закопчен, а частичка нагара замкнула электроды. Свечу почистили, соскоблив нагар углом пилки, а затем по щупу установили положенный зазор между электродами, подогнув боковой специальным ключиком (эти маленькие инструменты есть в самом контрольном приборе). Двигатель с очищенной свечой заработал ровно и устойчиво, а лампа прибора, поднесенного к ее проводу, засветилась, как и на остальных. Удобно, быстро и безболезненно — охарактеризовал я результаты экспресс испытания.
Существуют разные системы и методы, позволяющие объективно оценивать работу системы зажигания. Автомобилистам хорошо знакомы стационарные устройства, которые есть на СТО. Умельцы могут своими силами сделать контрольный прибор со стрелочным указателем («За рулем», 1983, № 6). Не нов и принцип- использования газосветной лампы, который всегда привлекал своей простотой. Важно, как выполнено таков устройство. Достоинство опробованного нами набора в том, что он содержит целый ряд принадлежностей: круглый щуп диаметром 0,6 мм для определения зазора в свече, ключ для подгибания бокового электрода свечи/ плоский щуп толщиной 0,4 мм для регулировки контактов прерывателя и пилку для зачистки и выравнивания этих контактов. Набор выполнен очень компактно и пригоден практически для любой машины. Единственное замечание: насечку пилки нужно было бы сделать более «злой». В общем, приборчик нам понравился. Думаем, что понравится он и другим автомобилистам. Торгующие организации могут направлять заказы в отдел сбыта завода счетных машин по адресу: 315500, Полтавская область, г. Лубны, Советская ул., 122/2.
Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер