Аксессуары для обеспечения комфорта при зимней эксплуатации автомобиля
Зима - это в первую очередь холодно. Порой даже очень холодно. Именно этот холод создает основную массу неудобств при эксплуатации автомобиля, начиная от банального "некомфортно" и заканчивая достаточно проблематичным "не видно". Аксессуарам, позволяющим избавиться от большинства таких неудобств, мы и посвятим данную публикацию.
Простые и быстрые решения
Начнем с самых тривиальных вещей, позволяющих обеспечить тот самый комфорт пребывания в автомобиле практически с самых первых минут нахождения в нем. Это же до боли знакомая картина - утром вы открываете дверь, садитесь в кресло, тянетесь к замку зажигания и уже в этот момент ощущаете, как невероятно замерзли. В этом нет ничего удивительного - ночные температуры, как правило, значительно ниже, поэтому автомобиль за время стоянки на улице вымерзает полностью. И вам не остается ничего иного, кроме как запуст ить двигатель и ждать, пока салон нагреется естественным, так сказать, образом за счет понятных процессов внутреннего сгорания.
Конечно, в более современных и дорогих моделях предусмотрены дополнительные электрические обогреватели рулевого колеса, кресел и т.д., но в подавляющем большинстве ездящих по российским дорогам машин таковых нет и в помине. Однако
это совсем не означает, что их владельцам, водителям и пассажирам надо мириться с пронизывающим насквозь холодом, который они испытывают, садясь в непрогретый автомобиль.
Радикальный выход из положения - предпусковой подогреватель. Но, согласитесь, предпусковой подогреватель - это все-таки устройство достаточно серьезное и недешсвое. Оно требует профессионального монтажа, причем монтажа в специально оснащенных установочных центрах опытными, подготовленными для этого мастерами, имеющими в своем распоряжении соответствующее оборудование и технологические схемы. То есть это реально целое событие, до которого надо созреть и морально, и финансово. Не то что обычный аксессуар, который быстро приходит на помощь, решая назревшую проблему ловкой манипуляцией одной левой либо самостоятельно, либо на ближайшей СТО. И если вы думаете, что таких аксессуаров в природе не существует, вы жестоко ошибаетесь.
Теплый руль
Простейшее, что приходит на ум, - меховая оплетка на рулевое колесо. У таких оплеток обычно длинный ворс (желательно натуральный), различная окраска (от естественной до кислотно-яркой с дизайнерскими акцентами) и эластичная основа, благодаря которой они легко надеваются на рулевое колесо. Размеры подбираются исходя из стандартных диаметров «баранок».
Сложно сказать, насколько она спасает вот прямо в первые секунды в остывшем салоне. Но люди хвалят. Эффект чем-то похож на тот, когда вы засовываете руку в холодную перчатку, - несколько мгновений обжигающе морозно, однако потом довольно быстро становится тепло. Причем результативность напрямую зависит от пышности и плотности ворса. Поэтому скромничать не стоит. Да, кому-то такие аксессуары кажутся смешными, но в минус двадцать не до смеха, а управлять автомобилем в перчатках, подражая героям известных боевиков, - удовольствие, прямо скажем, не из самых приятных.
Есть и более кардинальное решение - подогреваемый чехол на рулевое колесо, питающийся от бортовой сети через прикуриватель. Важное условие: после нагрева его надо обязательно отключить и снять - отправляться в путь можно только после этого. Иначе провода питания, идущие от чехла, будут сильно мешать управлению, болтаясь при поворотах рулевого колеса. Что ж, это обстоятельство в некоторой степени снижает удобство пользования аксессуаром, однако, опять же, на морозе не до жиру. В конце концов, можно что-нибудь придумать, чтобы их закрепить. Или смириться с несложной последовательностью действий.
А тем, кто не хочет мириться, предлагается интегрированный подогрев рулевого колеса. Он существует как в виде уже скомплектованных установочных комплектов, включающих все необходимое для монтажа, так и просто в виде нагревательных нитей / лент определенной толщины. Второй вариант дешевле, но с работой мороки больше. К тому же придется докупать необходимые детали. Еще надо проверить, насколько «дружелюбным» будет подогреватель к электронике конкретно вашего автомобиля. И, конечно же, насколько сама рулевая колонка и рулевое колесо готовы к интеграции. В частности, есть ли доступная проводка/разъемы или же придется тянуть её отдельно. Не исключено, что она штатно предусмотрена для более дорогих комплектаций, подразумевающих функцию подогрева опционально.
Но как бы ни был сконфигурирован ваш автомобиль, бояться монтажа, право слово, не стоит.
Все возникающие вопросы решаются достаточно легко, и поэтому можно с уверенностью сказать, что при должном старании и твердости намерений установить интегрированный подогрев рулевого колеса можно фактически в любой машине, какого бы года выпуска, модели, класса и т.д. она ни была.
Теплое сиденье
Кроме того, для пущего комфорта можно поставить и интегрированный подогреватель сидений, да хоть всего заднего дивана. Однако эта затея, так же как и с предпусковым подогревателем, превращается в весьма неоднозначное предприятие, отнимающее время и деньги. Надо искать установочный центр, надо подбирать установочный набор, определяться с комплектностью - нужно ли вам, действительно, подогревать галерку или достаточно только теплого переднего ряда? А может, вообще лишь водительским креслом обойтись? С одной стороны, уж коли взялись за дело, то делать нужно полностью. С другой - стоимость возрастает более чем ощутимо.
К тому же учтите, еще неизвестно, к чему приведет разборка сидений в далеко не новых, активно эксплуатировавшихся автомобилях. Вероятность того, что они потом так же легко соберутся обратно, довольно мала. А что вы думали? Поролон поизносился, обивка подстёрлась, прочность свою потеряла, крепеж тоже неизвестно в каком состоянии. В общем, канитель
та еще.
Впрочем, не спешите отказываться от хорошей идеи. Подогрев сидений возможен и в менее затратном исполнении, причем без какой бы то ни было сопутствующей головной боли. В отличие от подогреваемого чехла для рулевого колеса, подогреваемым накидкам для кресел провода до прикуривателя ни капли не мешают. Их всегда можно изящно спрятать под элементами отделки, провести совершенно незаметно для посторонних глаз. Такие накидки не надо постоянно снимать, и, более того, их лучше не снимать, потому что они отлично защищают обивку от загрязнений, механических повреждений и прочих неприятностей. А функционал теплого аксессуара, особенно у самых современных моделей, просто фантастический.
Попробовать можно на самых базовых модификациях, но, совершенно точно, оценив всю прелесть девайса, вы не сможете потом представить без него своих поездок по зиме. И даже... По лету! Потому что множество моделей предполагает не только обогрев, но и проветривание. И даже массаж! Но обо всем по порядку.
Итак, абсолютно очевидно, что высококачественный чехол с подогревом для автокресла нагреется намного быстрее, чем штатная система обогрева вашего автомобиля. Эго особенно полезно при коротких поездках на работу, по магазинам и т.д. Однако этим полезность чехла не ограничивается. Как уже было отмечено, он защищает интерьер (поэтому рекомендуется выбирать накидки, покрывающие максимально большую площадь сиденья) - постоянно садясь в .машину и выходя из нее, вы существенно увеличиваете риск повреждения обивки. Использование прочных чехлов с подогревом (а они по определению прочные, потому что с подогревом) может помочь увеличить срок службы сидений и защитить их от чрезмерного износа. Кроме того, они будут спасены от неприглядных пятен, если вы или ваши пассажиры часто едите или пьете в дороге.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что чехлы с подогревом придают салону дополнительную индивидуальность. Поскольку они бывают разных цветов и дизайна, вы сможете персонализировать внешний вид своего автомобиля. Чехлы также отлично подходят для того, чтобы скрыть поврежденные или испачканные сиденья, вернув им визуальную свежесть, новизну.
Многие чехлы с подогревом снабжены дополнительным бонусом в виде поясничной поддержки - очень полезная функция, позволяющая выровнять позвоночник (что чрезвычайно важно в длительных поездках) и снять раздражающую боль в спине. Но наивысший пилотаж - это массаж. Некоторые чехлы (хотя язык уже и не поворачивается называть их чехлами ввиду определенной массивности и толщины) оснащены мягкими гелевыми шариками или вибрирующими модулями, которые помогают устранить мышечное напряжение и обеспечивают комфорт во время вождения.
Нагрев регулируется индивидуально. Иногда пассажиру может быть тепло, в то время как водителю холодно, и наоборот. Чехол с подогревом позволяет каждому человеку регулировать температуру по своему вкусу, и вам
не нужно превращать в парилку весь автомобиль, если мерзнет только один пассажир. Тем самым реализуется в некотором смысле многозональный климат-контроль. Причем способов регулировки в зависимости от модели может быть несколько, начиная от непосредственно расположенных на чехле клавиш и заканчивая пультом дистанционного управления.
Единственное предостережение - прежде чем приобрести такой массивный чехол, представляющий собой, по сути, еще одно кресло, которое будет установлено на штатное кресло автомобиля, примерьте его к салону. Удобно ли вам управлять? Ничего не мешает? Прочно ли оно держится при маневрировании? Не доставляет ли каких-либо хлопот? Если все нормально - смело приобретайте.
Подогрев стеклоомывающей жидкости
Продолжаем «утепляться». Что на очереди? Конечно же, очень желательно было бы что-то придумать со стеклоомывателем. Да, незамерзайка - это шикарный выход из положения, но все мы прекрасно знаем, что и она замерзает на большой скорости и при особенно низких температурах. Да и от быстро накапливающейся на щетках наледи она не спасает.
А что спасает? Системы омывателя лобового стекла с подогревом. Концепция достаточно проста: точно так же как мы все моем посуду в горячей воде, потому что она банально лучше моется, нагреватель жидкости для омывателя лобового стекла повышает ее температуру перед распылением до 45-60 градусов для более качественной и быстрой очистки поверхности. Благодаря этому снег, лед и вся та несусветная каша, налипшая на щетки, стремительно тают, а обзорность, как следствие, повышается в разы. И не надо корячиться через капот, чтобы соскрести лед замерзшими руками с замерзшего же стекла, не надо регулярно останавливаться, чтобы обтрясти щетки, - все эти проблемы просто уходят в прошлое, потому что на стекла подается теплая жидкость. Причем нагреватель полезен не только зимой, но и летом - застывшая грязь, а главное, налипающие насекомые, которые с огромным трудом удаляются даже специальными жидкостями с моющим эффектом, элементарно смываются простой, но достаточно теплой водой, подаваемой из форсунок стеклоомывателя.
Предлагаемые сегодня на рынке нагреватели потребляют минимальное количество энергии и легко подключаются к электрической системе автомобиля (но, опять же, как и в случае с обогревателем рулевого колеса, перед подключением надо убедиться, что между ними не возникнет непредвиденного конфликта), врезаясь в магистраль подачи омывающей жидкости между бачком и форсунками. После чего начинают слаженно работать в рамках штатной системы стеклоочистки, как будто это оригинальное заводское оборудование.
Для активизаци и устройства достаточно включить зажигание - температура заполняющей его нагревательную камеру омывающей жидкости или обычной воды начнет сразу повышаться и поддерживаться в указанном выше диапазоне. Поэтому в нагревателе всегда будет теплая жидкость, которую водитель может использовать для очистки лобового стекла.
Каждый раз, когда водитель включает стеклоочистители, эта жидкость подается на лобовое стекло примерно в течение первых 3 секунд распыления. Три секунды распыления - это приблизительно 50-60 куб. см жидкости, чего вполне достаточно даже для лобового стекла крупного кроссовера или седана D- и Е-классов. Следующая порция подогретой омывающей жидкости доступна через 10-20 секунд (в зависимости от условий окружающей среды).
Рекомендуемая продолжительность распыления - 3 секунды. Наилучшие результаты достигаются, когда временные интервалы между распылениями составляют около 20 секунд.
Сразу спешим развеять вероятные сомнения, связанные с тем, что подача нагретой жидкости приведет к повреждению замерзшего лобового стекла. Нет, не приведет. Однозначно не приведет, потому что подаваемых 50-60 куб. см, о которых мы говорим, просто физически недостаточно для того, чтобы стекло треснуло, - да, в России холодно, но не настолько.
Обогрев рук
Хорошим финальным аккордом нашего «теплого» обзора станут грелки для рук. Понятно, что перчатки и варежки еще никто не отменил, но достаточно часто нам приходится что-то делать с автомобилем или в автомобиле голыми руками или в тонких рабочих перчатках, абсолютно не спасающих от холода. Да хотя бы колеса менять, которые как на грех имеют неприятную особенность повреждаться/пробиваться преимущественно именно зимой (незаметные, припорошенные снегом ямки с грубыми краями, преобладание поездок в условиях плохой видимости из-за раннего наступления сумерек и т.д.).
И как их победить скрученными на морозе пальцами, прилипающими к ручке баллонного ключа? Выход один - воспользоваться грелкой для рук, поскольку вряд ли у кого-то возникнет желание в этой борьбе портить парадные кожаные перчатки.
Хотя все грелки для рук предназначены для одного и того же, существует несколько различных типов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Электрические грелки требуют зарядки и обычно питаются от литий-ионного аккумулятора. К их недостаткам относятся нестабильная теплоотдача, более длительные периоды зарядки, подверженность воздействию влаги/ударам и сокращение срока службы батареи на холоде.
Каталитические грелки работают на жидком топливе и требуют поджига, чтобы начать беспламенное горение. Поскольку эти нагреватели генерируют тепло через горение, им в принципе никакие морозы не страшны. Однако такое функционирование сопряжено с определенными загрязнениями и некоторыми сложностями с заправкой.
Еще есть многоразовые, так называемые солевые грелки, выделяющие тепло за счет химической реакции. Они просты в использовании и, скажем так, перезаряжаются всего за несколько минут в кипящей воде. Однако для них характерны ограниченное применение и очень короткое время нагрева. Карманные грелки такого формата будут отдавать тепло не более 30-45 мин.
Одноразовые грелки самые дешевые, простые в использовании и потому самые надежные. Им требуется некоторое время, чтобы нагреться, но их температура достаточно стабильна в течение всего времени работы. Как ясно из названия, такие грелки можно использовать только один раз, поэтому, если вам часто нужно согревать руки, либо приобретайте их в комплекте, либо подумайте о другом типе грелки. И да пребудет с вами тепло даже в самые лютые морозы!
Антон Пилот, журнал Автокомпоненты